В традиционной чеченской культуре женщина - полновластная хозяйка дома. Она полностью освобождена от каких бы то ни было забот вне дома, все её усилия направлены на воспитание детей и поддержание тепла в семейном очаге. Это отражается даже в уважительном обращении мужа к жене, которое в переводе звучит, как "хозяйка огня".
В вайнахском фольклоре женский образ наполнен мудростью и гордостью, способностью защитить себя и своих детей от опасности, подобно орлице. В сказаниях и старинных песнях уважение к женщине всегда подчёркивается.
В жизни глубокий почёт выражался повсюду. Мать хороших детей всегда удостаивалась той чести, что если она заходила, мужчины, даже пожилые, в знак глубочайшего уважения вставали.
Никогда мужчина не перейдёт дорогу пожилой. А мимо женщины не проедет арба - ей всегда найдется место.
Во все дела, которые касались домашнего хозяйства, мужчина не допускался - это полностью вотчина жены. Множество пословиц провозглашают хорошую жену как создательницу своего мужа. Считалось, что даже из полной посредственности она может "сделать князя".
Оскорбление молодой девушки, вдовы сурово наказывалось. Так как не было ничего ценнее домашней скотины в горных общинах, ею уплачивался штраф. От 7 до 10 коров могло быть взыскано с провинившегося. Особенно дорого обходилось оскорбление замужней женщины.
К женщине, обладающей опытом, мужчины обращались за житейской мудростью, советом. В бытовых вопросах к её слову всегда прислушивались. Жёны сыновей, прежде чем принять какое-либо решение, обязательно считали должным согласовать его со старшей женщиной в доме.
О ношении косынки (платка)
Всегда и у всех народов любая деталь национального наряда несла в себе определённый символ, указывая на социальный статус, достаток человека, его профессию, образование и прочие качества и характеристики. Равно и платок на голове женщины олицетворял её верность.
Право носить головной убор требовалось заслужить определённым поведением и обладанием соответствующими социально значимыми качествами. Процедура вручения платка, сравнима Европейским посвящением в рыцари, проходила в определённых условиях и являла собой целый ритуал.
Речь идёт о ранних стадиях развития общества вайнахов. В последующем все женщины стали покрывать свою голову платком. В переходный культурный период об этом открыто сожалели, настолько сокровенной считалась эта традиция и обряд.
Платком могли даже остановить бой!
Дерущиеся мужчины могли прервать свой поединок, если между ними был брошен женский платок. Он мог остановить не только два кинжала, идущие друг на друга, но и целые армии.
Несмотря на то, что обычай, казалось бы, утратил своё первоначальное значение, о нём до сих пор помнят и в критические моменты даже используют. Имеются свидетельства того, что брошенный женский платок послужил фактором остановки ожесточенного боя в один из кровавых дней 1994 года на территории Чечни.
Обычай заимствован всеми большими и малыми народностями Кавказа, но зародился он именно в среде вайнахов.
Никогда чеченка не допустит в своих словах и жестах непристойности, являясь образцом целомудренности, примером для молодых женщин, поводом для гордости своих мужей.
Настоящей женщине, матери, хозяйке дома были почёт и уважение. Множество песен, сказаний и легенд являются лишь подтверждением этим словам.
За свою мудрость, верность, умение воспитать потомство и передать все знания и опыт жена находилась под опекой своего мужа, который защищал ее и от опасностей окружающего мира, и от тяжелой, непосильной работы.