«…Россия вверяла свою вооружённую силу человеку, совершенно неспособному побеждать». Полковник К.И. Дружинин, из «Воспоминаний о Русско-Японской 1904-1905 гг. войне участника-добровольца».
По материалам сайта АНЕКДОТИКА.РУ.
Куропаткин Алексей Николаевич (1848–1925) — генерал-адъютант, военный министр (1898–1904), командующий Маньчжурской армией (c 7 февраля 1904 г.), Главнокомандующий всеми сухопутными и морскими вооружёнными силами, действующими против Японии (с 13 октября 1904 г.), командующий 1-й Маньчжурской армией (с 8 марта 1905 г.).
В Русско-японскую войну командовал русскими войсками в сражениях при Ляояне, Шахэ, Сандепу и Мукдене, последовательно проиграв их все.
В начале своей карьеры Куропаткин служил под началом легендарного «белого генерала» М.Д. Скобелева в Туркестанских походах, во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. (начальником штаба) и ахал-текинской военной экспедиции.
Когда генералу Драгомирову сказали, что Куропаткин назначен Командующим Маньчжурской армией, тот саркастически улыбнулся и спросил:
— А кто же будет при нём Скобелевым?
Драгомиров М.И. (1830−1905) — генерал-адъютант, генерал от инфантерии. В Русско-турецкую войну 1877−1878 гг. командовал 14-й пехотной дивизией, позже занимал должности начальника Николаевской Академии Генерального штаба, командующего войсками Киевского военного округа, киевского, подольского и волынского генерал-губернатора, члена Государственного Совета. Один из ведущих военных теоретиков и педагогов своего времени.
Терпение, терпение и терпение.
Куропаткин назначен на должность командующего Маньчжурской армией 7 февраля 1904 г., но долго (до 15 марта) не может добраться до своей ставки в Ляояне, так как принимает одну за другою депутации от городов и земств с иконами и образами, посещает прощальные обеды, выслушивает застольные речи и везде повторяет одно и то же: «Терпение, терпение и терпение».
Объявление. Генерал Куропаткин проездом из Маньчжурии потерял терпение. Нашедшего просят доставить за приличное вознаграждение (кредитными билетами).
***
Терпение и труд всё перетрут, кроме неприятеля.
***
Задача. Генерал Куропаткин, провозглашавший «терпение, терпение и терпение», возвращается с театра военных действий. Спрашивается, имеет ли право русский народ потерять уже терпение или ещё нет?
На должности командующего армией Куропаткин получал порядка 17 тысяч рублей в год. К тому же за оставшимися в России семьями генералов сохранялось содержание по прежним должностям.
Для сравнения: оклад армейского офицера в должности ротного командира составлял около 170 руб. в месяц, причём часть средств из этих денег офицерам приходилось тратить на содержание своих семей.
— Почему Куропаткин говорил: «Терпение, терпение и терпение»?
— Очень просто, зачем ему было торопиться, когда он получал такое солидное содержание!
***
Генералу Куропаткину задержали выплату жалованья. На вопрос Куропаткина, где же деньги, последовал ответ:
— Терпение, терпение и ещё раз терпение.
***
Терпение, терпение и терпение — плох тот генерал, который не надеется стать миллионером.
В Ляояне Куропаткин жил в поезде, стоявшем в особом тупике, а посетителей принимал в роскошном павильоне, охраняемым почётными часовыми, меблированном специально для нескольких часов приёмов. Изящная мебель, ковры, люстры — всё в новом стиле… Китайская железная дорога заплатила за меблировку квартиры наместника Алексеева, в Мукдене, и Куропаткина, в Ляояне, 50.000 рублей.
23-го августа 1904 е. павильон Куропаткина, вместе с венчавшим его георгиевским флагом, в целости и сохранности достался японцам.
«…Командовать не способен»
Несмотря на приятельские отношения, аттестуя своего подчинённого, М.Д. Скобелев написал про Куропаткина: «Отдельной частью командовать не способен, не имея никакой инициативы».
В первой же операции вполне выяснился характер командной деятельности Куропаткина:
● никогда не отдавать категорических ясных приказаний;
● никогда не отвечать в высшие инстанции «да» или «нет»;
● никогда не брать на себя ответственности ни в чём;
● возможно больше отписываться и писать исключительно так, чтобы каждый документ мог всегда быть истолкован в пользу его написавшего.
Телеграммы от генерала Куропаткина.
1-я: "Противник начал наступление. Мороза 5 градусов. Наши взяли 2½ пулемёта. Дух от войск идёт бодрый. О чём доношу."
2-я: "Мороз не 5 градусов, а 6. Наши взяли не 2½ , а 2 пулемёта. Дух от войск усиливается. Вывел армию из опасного положения. О чём доношу."
***
Корреспондент газеты «Le Matin» телеграфирует, что генерал Куропаткин, в беседе с ним, так объяснил причину своих неудач: "Как бывший главнокомандующий, я не могу не признать, что более всего виноват в нашей неподготовленности бывший военный министр, но, как бывший военный министр, я не могу оправдать и действий главнокомандующего!"
В чём сила, брат?
Куропаткин всячески подчёркивал свою богомольность, говоря всем, что он находит большое душевное удовлетворение в исполнении церковных обрядов.
По поводу бездуховных японцев он писал (после визита в Японию в 1902 году): "В школах военных никакого религиозного образования и воспитания не дают. При школах храмов не имеется… То же и в армии. Это большая слабость японской армии."
Вместе с командующим в армию приехало много икон и образов, поднесённых Куропаткину от городских обществ и земств, провожавших его на войну.
Столько набрал Куропаткин образов, что не знает, каким образом победить.
***
Куда Куропаткин с иконами, туда и Стессель с коровами.
Но всё это не помогло.
Не помог даже всероссийский молебен о даровании победы России и покарании Японии. Как горько шутили японцы после самого разрушительного за всю историю Японии землетрясения 1923 года: русское проклятие срабатывает с опозданием на 19 лет.
Телеграммы. По слухам, возвращающийся с Дальнего Востока генерал Куропаткин намерен предложить своим товарищам по командованию открыть торговлю иконами, полученными по пути к победам, для пополнения своих денежных средств.
Однако, по утверждению священника Иоанна Кронштадтского, все поднесённые ему иконы «вождь нашего воинства» Куропаткин оставил при отступлении язычникам-японцам.
Идеальный план
Куропаткин придумал очень простой план войны, который и изложил императору Николаю II перед отъездом на Дальний Восток 2 февраля 1904 г.:
1) Борьба флотов за главенство на море.
2) Десант со стороны японцев и противодействие ему.
3) Оборонительные действия с широким развитием партизанских действий до сбора значительных сил.
4) Переход в наступление и вытеснение японцев из Маньчжурии и Кореи.
5) Десант в Японию, разбитие территориальных японских войск, борьба с народным восстанием, овладение столицами и особою императора.
— В чём отличие Куропаткина от Суворова?
— Суворов знал, где начнёт военные действия, но не знал, где их закончит. Куропаткин же знал, где и чем закончит войну, но не знал, где и как он её начнёт.
Поскольку Куропаткин изначально исходил из намерения не дать противнику разбить свои силы до прибытия подкреплений из России и при этом панически боялся обходов, он отдал инициативу противнику, а русская армия под его началом всё время отступала и отступала.
Куропаткин привык всё терпеть, даже… отступления.
***
«Петербургский листок» сообщает, что генерал Куропаткин собирается уйти в отставку и удалиться в своё поместье. Впрочем, в этой тяге генерала к окончательному и непрерывному отступлению, пожалуй, нет ничего необычного.
***
ГОРЕМЫКИН И КУРОПАТКИН
Куропаткин прославился на весь мир сказочным терпением. Горемыкин — тоже.
Куропаткин знаменит постоянным отступлением. Горемыкин — наоборот. Не желает отступить, как его об этом ни просят.
Куропаткина нельзя было заставить сделать шаг вперёд. Горемыкин о движении «вперёд» даже думать боится, но зато и назад идти не желает.
Куропаткин мечтал победить японцев. Горемыкин об этом не мечтает — дай Бог с русскими справиться.
Куропаткин считал необходимым для победы множество образов. Горемыкин — предпочитает миллион деклараций, развешанных на заборах.
Куропаткин с горечью вспоминает Ляоян. Горемыкин — 13-е мая.
Куропаткину даже японцы доверяли, считая, что он не изменит своему решению отступать. Горемыкину не доверяют даже русские.
Куропаткину образа не помогли. Горемыкину «декларация» тоже не поможет.
***
Новости. Токио. Японцы собирают деньги на памятники трём великим героям: Куропаткину, Стесселю и Алексееву, которые наиболее помогли им в последней войне.
В 1906 г. увидел свет 4-х томный труд о Русско-японской войне «Отчёт генерал-адъютанта Куропаткина». Первые 3 тома посвящены описанию трёх главных сражений войны: при Ляояне, Шахе и Мукдене, а 4-й — итогам войны.
Генерал А.Н. Куропаткин усердно работает над подготовкой к печати нового сочинения, посвящаемого славной памяти А.В. Суворова, «Наука победы, или моя тактика» с чертежами и планами Мукденского и Ляоянского сражений. Ожидается ряд сочувственных отзывов японской прессы.
Отдельная песня — куропаткинская система раздачи наград: весь штаб Куропаткина был украшен и золотым оружием, и Владимиром с мечами. При этом ордена раздавались за личные мелкие услуги, а не за боевые отличия.
В общем, можно сказать, что генерал Куропаткин в большой мере способствовал развитию в действующей армии пагубного института «своих людей».
— Скажите, за какую такую кампанию он увешан отличиями?
— Да просто за компанию.
При перепечатке или использовании материалов статьи ссылка на данную страницу либо сайт ANECDOTICA.RU обязательна.