С 26 февраля благодаря президентскому декрету №7 "О развитии предпринимательства" перевозка пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе и автомобилями-такси, была признана нелицензируемым видом деятельности. То, что таксистам больше не нужна лицензия, потянуло за собой и отмену необходимости получать желтые "номера" на автомобиль, которые выдавались на основании лицензии. Таксисты возрадовались: теперь не придется проходить техосмотр два раза в год и платить более дорогую "автогражданку"!
Изначально была надежда, что законотворцы уравняют в обязанностях классические службы такси и тех, кто работает с помощью мобильных агрегаторов. Самым логичным было предположение, что вторых просто обяжут иметь желтые "номера" со всеми вытекающими, но вышло немного иначе. И все запуталось еще сильнее.
В этой теме, несмотря на вступившую в силу новую редакцию Закона РБ "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках", есть еще масса вопросов, одним из которых является отсутствие новых Правил автомобильных перевозок пассажиров, которые должны были быть приняты после закона и пояснить его. А пока все, в том числе и Минтранс, за неимением новой редакции Правил отсылают к старым, которые не поясняют новых изменений. Но справедливости ради стоит отметить, что на принятие мер по реализации закона Совету Министров отвели 6 месяцев, которые истекут к лету.
В своих чатах таксисты активно обсуждают идею сдачи желтых "номеров" в ГАИ с целью освобождения от дополнительного финансового бремени. Но так ли это на самом деле?
В Минтрансе коррепонденту abw.by подтвердили, что для работы в такси желтые "номера" больше не нужны, но это не отменяет необходимости оборудования автомобиля таксометром, СКНО, плафоном, желтыми полосами на бортах и др.
Что касается техосмотра, то в УП "Белтехосмотр" нам пояснили, что если в техпаспорте автомобиля не будет никаких дополнительных пометок, то проходить ТО он будет с частотой, предусмотренной для обычных авто: раз в два года для машин, с выпуска которых прошло не более 10 лет, и раз в год для авто старше 10 лет.
А вот со страховкой, если ничего не изменится, все останется по-прежнему. В Белгосстрахе сказали, что даже если по новым правилам на автомобиль-такси будут выдаваться обычные белые гражданские регистрационные знаки без каких-либо пометок, то размер страховки будет зависеть от того, что укажет владелец транспортного средства при заполнении заявления. Основанием для применения повышающего коэффициента в данном случае является тот факт, что автомобиль используется в качестве такси, а не цвет "номеров". Если же этот факт скрыть, то при наступлении страхового случая могут возникнуть проблемы.
"Мы, конечно, не очень рассчитываем на то, что нам сделают лучше, - говорит Виталий, индивидуальный предприниматель. - Отмена лицензии - это неплохо, все-таки минус 10 базовых. На фоне съезжающих тарифов и это приятно. Правда, пока большинство к этой либерализации относится с опаской: когда государство что-то делало в убыток себе?! Не стоит думать, что такси сразу же подешевеет. То есть если оно и подешевеет, то скорее из-за ситуации на рынке услуг, но никак не из-за отмены лицензии. Однако есть вопросы: как будет осуществляться контроль, как будут влиять на недобросовестных перевозчиков, которых раньше можно было лишить лицензии? По сути, людям облегчили вход в эту сферу, но как бы это не вылезло боком…"
Елена ШЕМЕТ
Фото из открытых источников
ABW.BY
P.S. На днях мы проследим, как это все выглядит на практике, и попытаемся поставить на работу в такси автомобиль Skoda Rapid
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber