Найти тему

Система развития — от человека до Архата

Как-то меня попросили вкратце описать путь становления от человека к Архату.

Я поразмыслил, поколебался и решил описать вехи пути. Это целая система развития — от человека до Архата.

Что-то человек может сам, а что-то без Учителя невозможно.

1 этап. Разобраться со своими тараканами-врагами (они — причина омрачений, делающих человека слепым). Это астрал (эмоциональная неуравновешенность — очень серьезный враг), ум (его надо успокоить, указать его место, сделать послушным и гибким), эгоцентризм — конгломерат первых обоих, плюс идея отделённости от всего сущего — бич современного западного человека. Невоспитанное сердце — корень обмана чувств. Для сердца есть целая система воспитания.
Умение сотрудничать с Кармой — главное умение этого этапа.
Для этого создаются условия: план, сопровождение, среда развития. Очень трудный этап, но без него не двинуться дальше, что бы про это ни думали.

2 этап. Победителю можно приоткрывать завесу Тайны. Это уже только в сопровождении учителя — носителя Традиции. Он включен в Цепь преемственности, включающей Традицию. Это важно. Он приоткрывает собой, погружая в мир Традиции, которая есть пространство этой Традиции, которой Учитель принадлежит. Здесь куча подэтапов и очищение индивидуальности от духовной заразы. Это этап становления пратьека-будд, которые могут являться светочем мира и даже могут достичь полного Освобождения, если только в мире не рожден коренной Учитель — один из Держателей. Ими были например Будда, Христос и другие, которых я упоминать тут не стану. Пратьека-будды отличаются от них тем, что не избавлены до конца от гордыни и ревности, и индивидуальное развитие для них важнее общего блага. Кроме того, они не могут помочь людям достичь окончательного Освобождения, но частичного — вполне. Но даже они - светочи мира, т.к. оправдывают существование человечества перед Космосом, т.к. знают о Законах Космоса и следуют им. Но могут их тем не менее нарушать — пратьека, что с них взять. Они могут быть светочем, а могут приносить множество разрушений, даже порушить планету. Поэтому важно, чтобы Архаты были полными — то есть развили в себе Сострадание. Это непросто, но возможно. Сентиментальные сентенции к состраданию не имеют никакого отношения. Сострадание может и побить как следует, лишь бы человек развивался.

3 этап. Обретение качеств Бодхисаттвы — шести парамит в Махаяне: даяния, нравственности, терпения, усердия, способности к медитации, мудрость. Это этап умения Служить, развитие истинного сострадания, его превалирование над индивидуальными "хотелками", даже касающимися развития. Это уже Путь Будды Сострадания, только тут становятся Архатами.

У великого реформатора буддизма в Тибете, основателя школы гелуг в направлении Махаяны (Большой колесницы) Цже Цзонкапа эти большие этапы-ступени названы методами развития низшей, средней и высшей личности. Некоторые методы можно почерпнуть и там, например. И начинать надо конечно с начала. Потому что такова система: через ступеньку не перепрыгнешь, а можешь просто стараться очень быстро двигаться.

Люди много говорят о Любви и Истине, но в реальности говорят о своих представлениях об этом.
Будда старался не говорить о Любви и Истине, он их являл.
Учение Будды - это стройная система развития человека. Будда был отличным психологом и врачом человеческих душ, как и Христос, и другие Посвященные, прошедшие обучение в Ашрамах Традиции.
И как учили Их — так они учили и своих учеников:

1. Рост сознания не может ускорить даже Архат, на все нужно время и правильные условия.
2. Есть мудрость (правильное воззрение и понимание сути вещей) и есть метод (верно избранный, он способствует росту души и сознания; неверно избранный - разрушению и умиранию). Мудрость без метода не созидает, метод без мудрости мертв.
3. Ты неуспешен в практике, если не создал правильные условия и не собрал необходимые ингредиенты для осуществления практики воедино.
4. Есть способные к обучению, а есть неспособные. Есть ученики, а есть те, кто может прийти тебе на смену — будущие наставники. Для всех — свои методы.
5. Есть склонности души и уникальность каждого. Настоящий учитель выявит их - как скульптор в глыбе способен увидеть скульптуру, и индивидуальность человека станет ярко блистать в его руках, а человек обретет счастье развития.

И многое другое.

Тем, кто всерьез понял, что его путь - это путь к свободе, конечно нужен Учитель.
Всем ищущим хочется пожелать обращаться к источникам (манускриптам) тех учителей, которые принадлежат проверенной Цепи преемственности, имеющей свою историю и приносящей плоды Освобождения, а не тех, кто заковывает в несвободу собственного Я, омрачений и обмана чувств еще сильнее — это для тех, кто пока не мыслит свою жизнь рядом с учителем, потому что карма их не созрела.

Видео: о Школе Дмитрия Раевского
Сайт:
Школа Дмитрия Раевского