Найти тему
6000 миль до Голливуда

Дюнкерк (2017, Великобритания)

С одной стороны хорошо, что Кристофер Нолан остался верен себе и своему стилю, не став делать кино про Вторую Мировую по общепринятым теперь спилберг-стандартам. С другой стороны, делать нынче кино про военную бойню с возрастным рейтингом "Детям до 13..." - явно не то, что хочет увидеть на экране зритель. И тем не менее Нолан сознательно отказывается использовать в "Дюнкерке" кровищу и расчлененку, даже когда фашистские бомбы и пули летят прямиком в толпу народа. И этот странный гуманистический анахронизм, по-моему, стал явно неудачным решением. Потому что фильм все равно получился не детским и не подростковым, а по-настоящему взрослой истории такая боязнь натурализма абсолютно не к лицу.
Впрочем, сэкономив на этом, Нолан нагнетает мрачность иными способами: холодной пасмурно-промозглой картинкой, туманом и эмбиентной музыкой, которая давит на психику зрителя многотонной звуковой плитой. И все это прекрасно работает в сочетании с фирменной нолановской перетасовкой сюжетных ракурсов - быстрой и, казалось бы, хаотичной, но все равно складывающейся в единую колоду. Столь же мастерски он меняет "полярность" взглядов на одну и ту же ситуацию. Вот герои оказываются на спасительном корабле, и вот он уже тонет, становясь для них смертельной ловушкой. Вот герои ждут спасительного прилива, и вот он оборачивается для них безжалостным убийцей. Вот герои спасают одинокого выжившего пассажира с затонувшего корабля, и вот этот пассажир превращается для них в источник больших неприятностей. Вот пилот благополучно сажает подбитый самолет на воду, и тут же выясняется, что аварийная посадка была для него не главной проблемой... Собственно, весь фильм соткан из таких ситуаций-перевертышей, отчего зритель ловит нежданчики один за другим и скучать ему попросту некогда.
Еще одна уникальность "Дюнкерка": за всю картину вы лишь однажды увидите живых фашистов и покажут вам их... ровно полсекунды. Однако их отсутствие в кадре, в отличие от отсутствия кровищи, уже не выглядит неуместным. Тут прямо как в какой-нибудь "Ведьме из Блэр" или "Монстро": нам ни на миг не дают забыть, что Зло где-то рядом и что оно неумолимо подползает. Но куда бы ни направил оператор свою камеру, мы видим лишь следы присутствия этого Зла - пули, бомбы, торпеды, пикирующие самолеты, - тогда как само оно умудряется не попадать в объектив. Ну или нет - однажды на полсекунды все-таки попадает, что тоже не назовешь иначе, чем завуалированной режиссерской шуткой.
В общем, типично нолановская картина со всеми его знакомыми подвывертами, только на военную тему. Да, морскому приливу здесь остро не хватает багровости и плавающих в нем кишок и оторванных конечностей. И все же Нолан захватывает внимание зрителя другими художественными приемами и делает это как всегда виртуозно.