Британский художник Уалид Бешти (Walead Beshty) в рамках Биеннале Уитни 2008 года показал две серии: "Travel Pictures" 2006 года и "FedEx works" 2007 года. Несмотря на то, что первая серия представляла собой фотографии, а вторая — объекты, их объединяла общая идея — перемещение в пространстве.
Серия "Travel Pictures" представляет собой фотографии помещений бывшего посольства Ирака в ГДР, бывшем Восточном Берлине. Однако, интерес представляют не столько виды интерьеров бывшей дипмиссии, сколько странные полосы и искажения на фотографиях.
По словам автора, искажения и полосы появились ещё по дороге в Берлин, когда плёнка в багаже проходила таможенный досмотр и была облучена рентгеном. Сначала Бешти хотел выкинуть её, но потом сознательно сфотографировал на неё посольство, а затем — засветил через рентген ещё раз, уже на обратном пути.
В следующей серии художник использовал сервис доставки FedEx как основу для своих скульптур. Узнав, что размеры каждой коробки FedEx запатентованы, художник сделал фигуры из стекла, полностью повторяющие форму коробки.
Каждая фигура аккуратно упакована в коробку, и в таком виде следует от выставки к выставке, оставляя на поверхности следы транспортировки: трещины и вмятины.
Что объединяет фотографии заброшенного посольства и разбитые фигуры? То, что мы видим на фотографиях — некое пространство, бывшее суверенным. С одной стороны — это здание дипмиссии, в которое был запрещён доступ пока оно не переместилось, в месте с ГДР, которое перестало существовать.
С другой стороны, каждая коробка — суверенное пространство компании FedEx, которые никто не в праве ни копировать (ни одна служба в США не может использовать размеры коробок FedEx), ни вторгаться (почтовое отправление не может вскрывать никто кроме адресата).
По словам Бешти, его интересовало то, как произведение искусства может менять форму при перемещении. В случае "Travel Pictures" — фотографии показывают, как здание меняет свою форму (становится заброшенным) при перемещении за границу; а также момент, когда это делает художник — оставляя на плёнке отметки от рентгеновских сканеров.
В "Коробках FedEx" мы видим следы перемещений, которые любая почтовая служба старалась бы скрыть, однако именно повреждения стекла подсказывают нам, что произведение искусства создаётся в процессе перемещения, а выставка — всего лишь остановка в череде трансформаций.
Текст: Юрий Гудков
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.