Найти тему

Вся правда о гендерных различиях

В честь приближающегося 8 марта, свой первый, так сказать, пост я решил посвятить именно различиям и сходствам между мужчинами и женщинами, потому что вокруг меня ходит довольно много мифов, которые не имеют ничего общего с тем, что же нам говорит наука.

Весь текст составлен на основе обширной статьи «Gender Similarities and Differences» Janet Shibley Hyde.

Что же нам говорят исследования в психологии на тему различий между мужчинами и женщинами? Неужели они такие разные?

Во-первых, нужно отметить, что среди психологов куда популярнее гипотеза гендерного сходства нежели различия. А говорит она нам о следующем: мужчины и женщины похожи в большинстве, но не во всех психологических переменных.

Во-вторых, я хочу сразу ограничить всех читающих: все данные, которые обсуждаются ниже либо из США, либо из Европы. К сожалению, в России пока нет еще таких замеров.

В-третьих, существует несколько подходов к тому, откуда же берутся эти самые гендерные различия.

Давайте пойдем по порядку:

1. Эволюционная теория. Эволюционная психология была сосредоточена на том, что психологические гендерные различия являются результатом эволюционного отбора, основываясь на предположении, что различные поведения более адаптивны для мужчин по сравнению с женщинами (например, Buss & Schmitt 1993). Два понятия являются ключевыми для этого аргумента: сексуальный отбор и родительские инвестиции. Первоначально предложенный Дарвином, сексуальный отбор, который отличается от естественного отбора, состоит из двух процессов: (a) Члены одного пола (обычно мужчины) конкурируют между собой, чтобы получить привилегии для спаривания с членами другого пола (обычно женщины) и (б) члены другого пола (обычно женщины) имеют предпочтения и выбор в спаривании с определенными членами первого пола (обычно мужчины). Сексуальный отбор может быть применен, например, для объяснения гендерных различий в агрессии.

2. Теория когнитивного социального обучения объясняет психологические гендерные различия как результат того, что женщины и мужчины получают разные награды и наказания за свое поведение. В качестве результата – склонность людей имитировать модели поведения других людей одинакового с ними пола. Согласно этой теории, на поведение людей влияют и когнитивные компоненты, такие как внимание, саморегуляция и самоэффективность. Например, по мере того как дети растут, контроль за их поведением меняется в зависимости от внешних подкреплений и наказаний к интериоризованным (перешедшим из вне во внутрь) стандартам и саморегуляции. В частности, дети усваивают гендерные нормы и приспосабливают свое поведение к этим нормам.

3. Социокультурная теория как альтернатива эволюционной теории, утверждает, что современные психологические гендерные различия берут свое начало в доисторическом разделении труда по признаку пола; когда мужчины и женщины берут на себя разные роли, они развивают психологические качества, которые экипируют их для этих ролей.

Теории, рассмотренные до сих пор, были разработаны для объяснения гендерных различий. Мало или вообще не уделялось внимания теоретизированию гендерных сходств. Существует несколько возможностей:

1. Использовать существующие теории

Например, в сфере эволюции теоретики сосредоточились на сексуальном отборе и способности создавать гендерные различия. Отсутствие анализа связано с естественным отбором, который должен действовать одинаково на мужчин и женщин и поэтому должен создавать гендерные сходства (Hyde 2006). Даже на хромосомном уровне у людей есть 23 пары хромосом, только одна из которых - половые хромосомы, различаются между мужчинами и женщинами. Там, где находятся 22 пары аутосом, встречающиеся как у мужчин, так и у женщин и проходят от отцов до дочерей, а от матерей - к сыновьям, через поколения. Фокус эволюционных психологов на сексуальном отборе не должен скрывать большую силу естественного отбора, что создает гендерные сходства.

Теория когнитивного социального обучения и социокультурная теория хотя и предназначены для объяснения гендерных различий, могут быть легко адаптированы к пониманию гендерных сходств, а также тенденций во времени к увеличению гендерного сходства в Соединенных Штатах. Например, используя теорию когнитивного социального обучения, можно предположить, что наказания за нарушения гендерной роли со временем уменьшились, что позволяет мальчикам и девочкам вести себя более схоже. На момент написания этой статьи, по-видимому, не существует прямых доказательств того, что наказание за нарушения гендерной роли со временем сократилось, но это было бы интересной гипотезой для проверки. Теория когнитивного социального обучения может также объяснять поток женщин в биологические науки и медицину с 1970 года, что частично объясняется увеличением числа женских ролевых моделей; появление большего числа женщин в этом поле, в свою очередь, способствует доступу для еще большего числа женщин.

Социокультурная теория с акцентом на неравенство во власти и разделении труда по полу объясняет гендерные различия, но также может способствовать пониманию гендерных сходств. Гендерные сходства возможны в странах, в которых существует гендерное равенство. Более того, по мере того, как разделение труда по признаку пола сужается с течением времени, должно возникать психологическое гендерное сходство. В качестве примера, с появлением женского движения и увеличением участия женщин в рабочей силе начиная с 1970-х годов, семейные роли в меньшей степени переместились на равенство. Исследование, проведенное в 2001 году, показало, что отцы с работающей женой проводили в среднем 23 часа в неделю со своими детьми по сравнению с 17 часами в неделю в 1981 году (Sandberg & Hofferth, 2001). Социокультурная теория предсказывает, что, поскольку мужчины все чаще занимают роль по уходу за детьми, они будут развивать более заботливые качества, уменьшая гендерный разрыв в воспитании.

2. Разрабатывать новые подходы и теории.

Давайте посмотрим, какие действительно сходства и различия зафиксировали психологи.

Все необходимые данные и статистика могут быть найдены в оригинальной статье. Здесь я намеренно не добавлял их.

Когнитивные Гендерные Сходства и различия

1. Математическая эффективность. В целом, похоже, девочки достигли паритета с мальчиками по математике, по крайней мере, в Соединенных Штатах. Именно это нам говорят метаанализы с 1990 по 2007 года – разница мальчиков и девочек в решении математических задач сократилась вовсе. Что касается более сложных задач, то гендерная разница в решении сложных проблем в старшей школе опять же меньше, чем была в 1990 году, и даже исчезла в одном анализе данных национальной оценки успеваемости (Hyde et al., 2008a). Таким образом, данные говорят нам о том, что в решении математических задач мужчины и женщины примерно равны.

2. Пространственные характеристики. В целом, метаанализы говорят нам, что существует умеренная гендерная разница в пользу мужчин в трехмерной (3D) ментальной ротации. Однако эта гендерная разница может возникнуть в результате отсутствия пространственной подготовки в школах в сочетании с серьезными гендерными разрывами в соответствующем внешкольном опыте.

3. Вербальные навыки. Есть всего 3 мета-анализа (это мало!) для оценки различий в этих навыках, с их учетом этих трудно сопоставить гендерный разрыв, обнаруженный в данных Международной программы оценки студентов с интервалами, близкими к нулю в двух других исследованиях. Пока что можно сделать следующий вывод: если и есть преимущество женщин в понимании чтения и других словесных навыках, оно небольшое.

4. Аттитюды. Отношение к когнитивным способностям и гендерным различиям в способностях часто так же важно, как и фактическая эффективность в прогнозировании результатов обучения и карьеры. Отношение к математике изучено широко. Согласно метаанализу, для 15-летних в Соединенных Штатах гендерная разница в математической самоуверенности и тревоге умеренные (Else-Questetal. 2010). То есть гендерные различия в математической самоуверенности и математической тревожности больше, чем гендерные различия в фактической производительности.

Личность и социальное поведение

1. Темперамент. Давайте сначала поясню, что темперамент - основанные на биологическом отношении эмоциональные и поведенческие консистенции, которые появляются на ранней стадии жизни и предсказывают результаты в таких областях, как психопатология и личность. В исследованиях темперамента используются множественные теоретические модели, которые приводят к различным меркам, но принято выделять три основных факторах темперамента: усиленный контроль, негативную эмоциональность и динамичность.

В усиленном контроле психологи зафиксировали более высокий уровень ингибирования и внимания у девочек (Else-Questetal, 2006). Эти средние гендерные различия находятся в диапазоне от малой до умеренной степени и отличаются от более крупных гендерных различий в хвосте распределения, где, согласно исследованиям, мальчики с деприватно-гиперактивным расстройством внимания (СДВГ) по исследованиям превосходят девочек по соотношению от 2: 1 до 9: 1 (Rucklidge 2010). Это различие между малыми средними гендерными различиями и выраженными гендерными различиями в хвосте распределения иллюстрирует общую проблему, в которую люди попадают из выраженных гендерных различий в экстремальных оценках – различия между девочками и мальчиками категоричны, т. е. что все мальчики активнее чем девочки, когда на самом деле средние гендерные различия являются умеренными, что представляет собой существенное совпадение между распределением мужчин и женщин.

Для негативной эмоциональности не было обнаружено гендерной разницы в отрицательной аффективности, грусти или эмоциональности. Эти выводы, возможно, удивительны, учитывая силу отрицательной аффективности в прогнозировании более поздней депрессии (Watson & Clark 1984) и надежную гендерную разницу в депрессии, обсуждаемую в более позднем разделе.

Что касается динамичности, то гендерные различия в активности варьировались в зависимости от измерения (но в любом случае были низкими), в импульсивности гендерные различия выражены слабо.

2. Личность и пять факторов. В данном случае я хочу отметить, что гендерные различия, обнаруженные на основе Большой Пятерки (Big Five) на выборке США, в значительной степени соответствуют гендерным стереотипам в Соединенных Штатах, где женщины традиционно должны быть более невротичными и нежными, чем мужчины (например, Broverman et al., 1972). Однако гендерные стереотипы и роли могут различаться в разных культурах. Анализ показал, что гендерные различия в самооценке личностных качеств являются самыми крупными в процветающих культурах, где женщины имеют много возможностей для получения образования. Нейротизм может показаться роскошью для чернокожей южноафриканской женщины, стирая гендерные различия, которые встречаются в процветающих Соединенных Штатах. Поэтому об устойчивых гендерных различиях в личностных факторах между мужчинами и женщинами говорить сложно.

3. Импульсивность. В метаанализе изучались гендерные различия в импульсивности, различались гиперчувствительность к наградам, гипочувствительность к наказанию и неадекватный усиленный контроль (Cross et al., 2011). Женщины оказались более чувствительны к наказанию, но гендерной разницы в чувствительности к вознаграждению не было. У мужчин был обнаружен больший поиск чувствительности. Вопреки ожиданиям, гендерные различия в показателях дефицита в условиях жесткого контроля не были обнаружены. Однако мета-анализ импульсивности изучал данные только из выборки лиц в возрасте от 11 лет и старше, в отличие от метаанализа темперамента, в котором основное внимание уделялось младшим детям.

4. Эмоции. В целом, хотя стереотипы и изображают женщин как эмоциональных и позиционируют, что существуют большие гендерные различия в эмоциях, таких как страх и гордость, данные, как у детей, так и у взрослых, показывают, что гендерные различия в эмоциональном опыте малы или, во многих случаях, тривиальны.

5. Интересы. Su и коллеги (2009) проанализировали метааналитические данные по гендерным различиям из 47 шкал. Авторы обобщили свои глобальные выводы как «Мужчины и вещи, женщины и люди». То есть, по измерению «Люди и вещи» разница в областях была огромной, причем женщин больше интересовали люди, а мужчины больше заинтересованы в вещах. Также, умеренная разница была обнаружена в интересах к науке и математике, в интересах же к инженерным наукам гендерные различия оказались огромными. Эти выводы, касающиеся интересов, могут помочь объяснить недопредставленность женщин в определенных областях, таких как инженерия. Однако гендерные различия в интересах не являются жесткими или неизменными. Они также формируются социокультурными факторами, что более подробно обсуждается в разделе позже.

6. Агрессивное поведение. Акцент на гендерных различиях в исследованиях агрессии неуместен, так как контекст играет гораздо большую роль (Richardson & Hammock 2007). В соответствии с этой точкой зрения, метаанализ Беттэнкур и Кернахан (1997) экспериментальных исследований показал, что в контексте жестоких реплик, но без провокации, наблюдается умеренная гендерная разница (мужчины более агрессивны), тогда как при сильных сигналах и провокациях, гендерная разница устранена.

7. Коммуникация. Как и в других областях, существуют стереотипы о колоссальных гендерных различиях в коммуникации, иллюстрированные бестселлером Деборы Таннен, «You Just Don’t Understand: Women and Men in Conversation» (1991). Таннен утверждала, что женские и мужские образцы речи настолько сильно различаются, что мужчины и женщины по существу принадлежат к различным языковым сообществам. В частности, было сказано, что женщины используют более неуверенную речь, чем мужчины, о чем свидетельствует более широкое использование вопросов с тегами (пример такого вопроса – «это был отличный фильм, не так ли?») и хеджирования (пример хеджирования – «я как бы заинтересована в биологии»), ни одна из которых не передает самообеспеченности и силы. Однако, согласно метаанализу исследований неуверенной речи, гендерные различия благоприятствуют женщинам, но они малы (Leaper & Robnett 2011). Более того, масштабы гендерной разницы зависят от контекста. Она больше в лабораторных исследованиях чем в полевых исследованиях вне лаборатории.

8. Помогающее поведение. Eagly & Crowley (1986, см. также Eagly 2009) провели метаанализ исследований гендерных различий в помогающем поведении, и обнаружили указание на то, что мужчины помогают больше. Однако этот общий эффект маскирует широкие различия в величине и даже направлении гендерных различий. Например, анализ с помощью модератора показал, что гендерная разница в пользу мужчин была особенно выражена, когда ситуация может быть связана с опасностью, такой как остановка, чтобы помочь автолюбителю с шипами. Гендерная разница была также больше, когда поведение помощи наблюдалось другими, а не когда человек был один; героизм является частью мужской роли, но трудно быть героем, когда никто не смотрит. Другие виды помощи, такие как помощь бедственному ребенку, связаны с женской ролью, и здесь мы наблюдаем меньшую помощь мужчин и большую помощь женщин.

9. Сексуальность. Сексуальность – еще одна область, в которой стереотипы показывают, что женщины и мужчины сильно отличаются друг от друга. Мета-анализ Petersen & Hyde (2010) рисует сложную картину. По сравнению с 14 различными сексуальными поведениями (например, числом партнеров, случайным сексом, внебрачным сексом) и 16 сексуальными аттитюдами (например, отношение к внебрачным половым отношениям, отношение к гомосексуальности), никакие гендерные различия не были большими. Четыре были в умеренном диапазоне: мужчины чаще мастурбируют, используют порнографию, а также имеют больше сексуальных партнеров, и мужчины имеют более благоприятные отношения к случайному сексу. Было обнаружено также много гендерных сходств для орального секса, отношения к внебрачному сексу, отношения к мастурбации, отношения к использованию презервативов и отношения к лесбиянкам (но отношение к гомосексуалам показало несколько более благоприятные отношения между женщинами). Анализ модератора показал, что с течением времени некоторые гендерные разрывы сужаются, включая отношение к случайному сексу.

В отличие от многих других рассмотренных здесь факторов, для которых обычно доступны как самоотчет, так и поведенческие меры, большинство исследований в области сексуальности основаны на самоотчете. Это приводит к вопросу о том, являются ли некоторые гендерные различия, например, число сексуальных партнеров, фактическими поведенческими различиями или просто представляют собой различные предвзятости в отношении женщин и мужчин. В соответствии с двойным стандартом (Crawford & Popp 2003) мужчины могут преувеличивать количество своих партнеров, а женщины могут занижать их? Несколько экспериментов Фишера и коллег рассмотрели эти вопросы. По их результатам, некоторые гендерные различия в сексуальности не представляют собой фактических различий в поведении, а скорее являются артефактом контекстуальных факторов, которые вызывают ошибки отчетности, соответствующие гендерным ролям. А чтобы установить, что является чем, необходимо больше исследований.

10. Лидерство. В целом, хотя лидерство стереотипизировано как традиционно маскулинное, нет никаких научных доказательств того, что женщины некомпетентны в качестве лидеров, независимо от того, измеряются ли их эффективность или использование оптимальных стилей, таких как трансформационное лидерство.

Благополучие и психопатология

1. Депрессия. В зрелом возрасте в два раза больше женщин страдает депрессией, чем мужчин, (Kessler et al., 1993). Хотя девочки не страдают депрессией больше мальчиков в детстве, больше девочек, чем мальчиков, страдают депрессией в возрасте от 13 до 15 лет (Hankin et al., 1998, Kessler et al., 1993). Хотя всеобъемлющего метаанализа нет, были проведены еще два специальных метаанализа. Авторы (Twenge & Nolen-Hoeksema, 2002) проанализировали метааналитические исследования, в которых использовался Индекс детской депрессии (CDI), и обнаружили, что в возрасте от 8 до 12 лет разница очень маленькая, тогда как в возрасте от 13 до 16 лет разница немного выше, но все равно остается низкой. Эта гендерная разница в подростковом возрасте невелика, что, по-видимому, контрастирует со статистикой по соотношению женщин, больных депрессией, к мужчинам, больным депрессией, 2: 1. Резолюция, вероятно, заключается в том, что размеры эффекта основаны на средних различиях в выборках сообщества, поскольку статистика по депрессии изучает экстремальные оценки в хвосте распределения. Более того, CDI измеряет симптомы депрессии, тогда как большинство исследований, определяющих соотношение 2: 1, оценивают поставленные диагнозы депрессии. Что касается тенденций развития, оценки CDI у мальчиков были относительно постоянными от младшего до старшего возраста, тогда как оценки девочек увеличивались к возрасту 14 (т.е. увеличивались и гендерные различия). Другой доступный метаанализ исследовал гендерные различия в депрессии среди людей возраста 75 лет и старше (Luppa et al., 2012). Гендерные коэффициенты для показателей распространенности варьировались и свидетельствовали о том, что преобладание женщин с депрессией является феноменом, который прослеживается и в пожилом возрасте.

2. Руминация (тенденции к повторному размышлению о причинах, ситуационных факторах и последствиях своего негативного эмоционального опыта). Некоторые теоретики утверждают, что гендерные различия в депрессии можно объяснить, по крайней мере частично, гендерными различиями в руминации. Один доступный метаанализ показал, что разница в выборках детей низкая, а в выборках молодежи она немногим выше (Rood et al., 2009). Таким образом, гендерные различия в руминации увеличиваются с детства до взрослого возраста, параллельно с разрастающейся гендерной разницей в депрессии.

3. Самооценка. Известные СМИ утверждают, что у девочек ужасные проблемы с самолюбием, начиная с подросткового возраста, и, соответственно, у мальчиков нет проблем с самооценкой. Уже в 1999 году психологи решили узнать, так ли это (Klingetal., 1999), и обнаружили небольшую разницу в пользу мужчин, но это явно не та большая разница, которую можно было бы ожидать на основе сообщений в средствах массовой информации. Размер эффекта увеличивается с начальной школы до старшей, но затем сильно снижается среди студентов колледжа и среди взрослых в возрасте от 23 до 59 лет, так что разница полов была незначительной для любой возрастной группа. Анализ по этническому признаку для выборок в США показал, что величина гендерной разницы выше среди белых. То есть, широко распространенная гендерная разница может быть найдена только среди белых, а не среди этнических меньшинств (слишком мало выборок других этнических меньшинств были доступны для анализа). Мета-анализ, описанный выше, синтезировал исследования, которые измеряли глобальную самооценку. Другим подходом к изучению самооценки является измерение специфической самооценки, например, самооценка на основе математических способностей или самооценка на основе атлетических способностей (Gentileetal, 2009). В результате психологи обнаружили, что самооценка мужчин значительно выше по внешнему виду, атлетическим способностям и самоудовлетворенности, тогда как женщины оценивались выше по поведенческому основанию и морально-этической самооценке. Для всех других областей были обнаружены гендерные сходства; размеры эффекта были близки к 0 для академического, социального и семейного оснований самооценки.

Наука, технологии, инженерия и математика (англ. – STEM – science, technology, engineering, and mathematics).

Ни для кого не секрет, что женщины слабо представлены в этих областях, хотя это глобальное заявление не полностью соответствует представлению данных. Сегодня, например, женщины получают 53% PhD по биологии, 48% докторских степеней по медицине и 78% ветеринарных степеней (Natl Cent Cent., Stat., 2012). В этих областях проявляются гендерные сходства или даже преобладание женщин в случае ветеринаров. Напротив, женщины получают только 18% от степени бакалавра в области инженерного дела, 31% докторских степеней по математике, 22% докторских степеней в области информатики и 19% докторских степеней в области физики (Natl. Sci. Found., 2011). Именно в этих областях лежат гендерные разрывы.

Существует масса объяснений этим данным: это и разница в математических способностях (что не является правдой), это и климат в этих областях и т.д. Новое и более непривычное объяснение относится к общественным ценностям, которые подчеркивают самовыражающиеся системы ценностей, известные в Соединенных Штатах и других постиндустриальных странах, в которых люди стремятся пройти курсы и найти занятие, которое очень интересно и которое они будут любить (Charles & Bradley, 2009). В таком социальном контексте женщины считают, что инженерия не будет интересна и будут выбирать то, что будет. Исследователи обнаружили, что гендерный разрыв в технике был самым большим в постиндустриальных / постматериалистических странах, таких как Финляндия, Германия, Швейцария и Гонконг.

Что интересно, гендерный разрыв в технических сферах оказался меньше в материалистических странах с такими развивающимися экономиками, как Болгария, Колумбия, Латвия и Румыния, где цель состоит в том, чтобы получить стабильную работу, которая платит хорошо, а не следовать за любовью к работе.

Я хочу отметить, что данных одновременно и много, и мало. Многие метаанализы были проведены давно и требуют обновления. С каждый годом появляются новые эксперименты с новыми данными. Тем не менее, это та объективная реальность в гендерных различиях, которую мы сейчас наблюдаем.

Главный источник:

Hyde, J. S. (2014). Gender Similarities and Differences. Annual Reviews of Psychology, 65, 373–398. doi: 10.1146/annurev-psych-010213-115057

Автор:

Влад Кривощеков