Найти тему
Русский мир.ru

Наступление на русскую школу

В Латвии вновь бушуют нешуточные страсти. Тысячи людей каждые две-три недели выходят на уличные акции по защите русских школ. В парламенте Латвии, несмотря на протесты русской общины, прошло первое голосование в поддержку полного перевода школьного образования на латышский язык. За смертный приговор русским школам, которые существовали в стране на протяжении почти 230 лет, проголосовало 67 депутатов из ста, 21 – против…

Текст: Алла Березовская, фото предоставлено автором.

За последние несколько месяцев уровень русофобии в Латвии начал зашкаливать. А власти республики не перестают удивлять не только русскую общину, но и латышей. Так, в помощь бдительным гражданам Центр госязыка разработал специальное мобильное приложение «Друг латышского языка». Скачивай на мобильный телефон и в случае обнаружения в публичных местах языковых нарушений моментально пересылай эти фото или видеодоносы прямиком в Центр госязыка для оперативного реагирования… Надо сказать, что сомнительное нововведение вызвало недоумение даже среди самих латышей.

-2

Правда, мало кто из них возмутился, познакомившись с новой трактовкой истории Саласпилсского концлагеря, из отреставрированного мемориала которого почти полностью исчезли документальные материалы и фотографии о зверствах нацизма. Для всех непосвященных отныне это – бывший немецкий воспитательно-трудовой лагерь, здесь и узников-то не сильно наказывали, а многие из них еще умудрялись и посылки продуктовые от родных получать… Ну да, убивали тоже – но не более 3 тысяч за все годы оккупации! А все, что до этого знал весь мир про Саласпилс, – советская пропаганда. И про кровь, которую брали у малолетних узников, вы тоже отныне не найдете ни слова. Исчезли упоминания и про ямы с детскими костями, хотя только в одной из них было найдено более 600 останков маленьких узников. На открытии отреставрированного мемориала присутствовали чудом выжившие бывшие малолетние узники Саласпилса, с горьким недоумением смотревшие на весь этот жуткий фарс. Слова им здесь так никто и не дал…

МЕТОДИК НЕТ, УЧИТЕЛЕЙ НЕ ХВАТАЕТ…

Власти Латвии уже давно говорят о необходимости единого языка для всех жителей республики и единой исторической памяти. По мнению, высказанному на пресс-конференции премьером страны Марисом Кучинскисом, переход всех школ на латышский язык обучения «будет способствовать чувству принадлежности нацменьшинств к государству»… Самих нацменьшинств, как водится в Латвии, при этом никто не спрашивал. Посол России в Латвии Евгений Лукьянов назвал грядущую реформу школьного образования «насильственной ассимиляцией». С его мнением согласны и встревоженные родители учащихся русских школ.

Накануне голосования в парламенте по школьному вопросу в соцсетях стихийно образовалась группа «Русское образование в Латвии», участники которой по призыву правозащитника Елизаветы Кривцовой начали обмениваться мнениями, рассказывая об отсутствии качественных государственных программ и методик по латышскому языку. С недавних пор этот язык детям нацменьшинств преподается по программе для латышских школьников. Для многих учащихся младших классов нововведение уже обернулось стрессами и перегрузками. Родители с ужасом говорят о том времени, когда при таком отвратительном уровне преподавания государственного языка их детям придется осваивать на нем алгебру, геометрию, физику, химию… Приведу несколько фрагментов из их высказываний:

«Николь Олонцева. Детский садик. Латышский два раза в неделю по 20 минут. Никаких пособий и учебников нет! По этой причине дома повторить, что учат в саду, невозможно. Все на каких-то распечатках формата А4, черно-белых. Как малыш в таком возрасте может вообще что-то усвоить без ярких книг и пособий?»

-3

«Инесса Тестелец. В Латвии в природе нет методик и пособий! Дело не в плохом преподавании, а в том, что у государства вообще нет никакой базы для преподавания латышского. Как работать? Методик нет, материалов нет, педагогов не готовят, да и мотивации для работы в школе – нет!»

«Ирина Шорсткина. Латышских учителей не хватает в каждой школе, учебники ужасные – учиться по ним нельзя. Хорошего репетитора по языку не найти. Если они есть, уроки от 15 евро у хорошего учителя, и к ним не попасть. Педагогам, которые еще учат детей языку, всем за 50, а то и 75 лет. Молодых учителей нет…».

«KarinaBlagovescenska. С учебником математики полностью на латышском языке дети не понимают нечего! Пусть бы каждый день у них был урок латышского, но другие предметы должны быть доступны русскоговорящим детям на их родном языке! А сегодня так: 1. Переведи текст! 2. Думай на своем родном языке! 3. Решай задачу! 4. Записывай по-латышски, если не можешь – по-русски! Смысл этой программы?»

О РЕБЯТАХ И ЗВЕРЯТАХ

Поплакавшись друг дружке на свою нелегкую долю, мамы и папы пошли дальше. Они выбрали на сайте парламента электронные адреса депутатов, как им думалось, из не самых «кровожадных» партий Сейма. И 10 русскоязычных родителей, граждан Латвии, честно написали им на государственном языке письма о сложностях, с которыми их дети ежедневно сталкиваются даже при нынешней билингвальной модели обучения. И просили народных избранников не голосовать за непродуманную и неподготовленную школьную реформу. Псевдореформа, писали мамы, вызванная исключительно политическими мотивами, сделает из детей нацменьшинств неврастеников и недоучек, в итоге это обернется маргинализацией и криминализацией общества…

Я читала эти письма, когда они по моей просьбе были выставлены в открытом доступе. Искренние, проникновенные, пронизанные тревогой и болью родителей за будущее своих детей. Каюсь, мне казалось, после этого дрогнет хоть одно сердце депутата. Ведь они тоже мамы и папы, есть среди них бабушки и дедушки. Их самих никто никогда не заставлял учиться с первого класса на неродном языке, и вряд ли бы они желали, чтобы кто-то так поступил в отношении их собственных детей… Но не дрогнуло ни одно сердце: все 67 депутатов, как из национальных, так и вроде бы «вегетарианских» партий, проголосовали за ликвидацию билингвального образования в Латвии. Правда, некоторые из них русским мамам прислали утешительный ответ. Приведу только один, самый показательный. Это выдержки из ответа депутата из партии «Зеленых и крестьян» Ингмара Лидаки, бывшего научного сотрудника Рижского зоопарка.

«…Я не только депутат Сейма, но и педагог (с высшим образованием), и могу утверждать, что качество образования детей, у которых латышский язык неродной, в результате реформы не пострадает, если к реформе будут готовы педагоги… Если есть опасения по поводу психического здоровья детей и качества полученного образования, могу рассказать об опыте моей знакомой, которая, будучи чиновницей ЕК, вынуждена была отправить своих детей в брюссельскую школу, где учеба идет на французском языке, хотя дома говорят по-латышски. Младшие дети воспринимают смену языковой среды как игру и отличную перемену в повседневной жизни... Я благодарен советской армии, которая меня за два года выучила хорошо говорить и писать по-русски, не спрашивая, хочу я того или нет. Я убежден, что когда-нибудь Ваши дети будут так же благодарны Шадурскису (министр образования Латвии, автор и главный двигатель школьной реформы. – Прим. авт.) за то, что они обучены отлично говорить и писать по-латышски, независимо от Вашей воли. С искренним уважением, Ингмарс Лидака».

-4

Интересно, рассказывая о своей знакомой чиновнице, знал ли педагог-депутат, что в Бельгии три официальных языка, и родители сами выбирают, в какой школе и на каком языке будут учиться их дети? Почему, вспоминая армейские будни, он не пишет, что до этого десять лет изучал русский язык в латышской школе как отдельный предмет – по качественной методике, разработанной учеными-лингвистами? Но помимо хорошего знания русского языка у него была прекрасная возможность изучать на своем родном латышском языке другие науки, благодаря чему он стал позже ведущим специалистом. Почему же он лишает русских детей права учиться в школе на родном языке?

Эти же вопросы в день голосования в Сейме Латвии пытались задать депутатам сотни людей, собравшихся перед парламентом… В руках у многих участников акции были колокольчики – как напоминание о школьных годах и как символ тревоги. Было и немало плакатов с тревожными серыми фотографиями. Крупным планом – рука юной девушки с горстью таблеток на ладони, парнишка, вкалывающий себе шприцем очередную дозу, бомж с сигаретой во рту… И надпись: «Спасибо! Зато я говорю по-латышски!»

«Мы все здесь люди разных возрастов и политических взглядов. Но мы пришли сюда, чтобы показать: русские школы – это многовековое достояние Латвии, его нужно хранить и умножать, а не убивать, что хочет сделать наш парламент», – заявил в своем выступлении на митинге активист Штаба защиты русских школ Дмитрий Прокопенко.

КАК РУССКИХ УЧАТ ЛАТВИЮ ЛЮБИТЬ

Организатор движения в защиту русских школ, сопредседатель «Русского союза Латвии» Мирослав Митрофанов во время митинга следил по Интернету за происходящим в парламенте, информируя собравшихся. Экзотической вишенкой на торте стало выступление депутата от правящей партии «Единство» Хосама Абу Мери, которому однопартийцы доверили высказаться за реформу русских школ. Эмигрант ливанского происхождения, прибывший в Латвию в 1993 году и сделавший политическую карьеру, стуча в упоении по столу, учил русских жителей Латвии, как им надо родину любить. «Я не поверю и никогда не смогу поверить тому, что спустя 27 лет с момента обретения независимости мы все еще должны дискутировать о столь фундаментальных вещах, – заявил депутат. – Я хочу напомнить многим людям в этом зале, хочу напомнить людям, стоящим снаружи, говорящим на языке другой страны: это Латвия, это независимая страна. Я хочу также напомнить, что латышский язык был, есть и будет единственным государственным языком!» Под громкие аплодисменты Абу Мери закончил свое выступление, призвав депутатов голосовать за полный перевод всех школ на государственный язык обучения.

-5

Ну действительно, кто ж мог рассказать ливанскому эмигранту, бежавшему со своей родины, раздираемой этническими конфликтами, о том, что первая русская школа в Риге была открыта в 1789 году по указу императрицы Екатерины II. И с того времени в Латвии действовали русские школы наряду с латышскими, еврейскими и немецкими. После образования первой Латвийской Республики, в 1919 году, был принят Закон об организации школ нацменьшинств, предусматривающий право на получение образования на родном языке. В те годы в Латвии работало 127 русских основных школ и 12 средних. Русские школы не закрывали даже во время немецкой оккупации, а в советские годы не была закрыта ни одна латышская школа. Сегодня в Латвии, где проживают 37 процентов жителей, чьим родным языком является русский, осталось уже около 90 условно русских школ, где преподавание ведется по различным билингвальным моделям с использованием русского языка в той или иной пропорции. Да еще две еврейские школы, где также обучение еще проходит на русском. Парламент Латвии своим голосованием фактически вынес им смертный приговор. В результате более 50 тысяч русскоязычных детей лишатся возможности даже в младших классах учиться на родном языке.

НАС БЬЮТ, А МЫ КРЕПЧАЕМ

…Голосование в Сейме проходило под бурные протесты митингующих, крики «Позор!», «Руки прочь от русских школ!», «Нет ассимиляции!». То и дело к микрофону подходили простые женщины, в том числе и латышки, призывая политиков не стравливать народы. «Дорогие мои латыши, опомнитесь, умоляю вас, – обратилась к ним на латышском языке участница митинга, прихожанка местной церкви. – Мы хотим жить в мире и согласии с нашими соседями, они нам не сделали ничего плохого. Не гневите Бога!» Еще одна женщина, едва сдерживая слезы, рассказала, что недавно вынуждена была отправить учиться в другую страну своих двоих сыновей. В Латвии с увеличением школьных предметов на латышском языке у них начались большие проблемы с учебой, что повлияло и на их здоровье: «Почему мы, староверы, должны отправлять своих детей на учебу в другие страны? В Латвии вы не даете им учиться на родном языке. Мои сыновья сюда уже не вернутся, страна их потеряла. Ваши дети тоже уезжают из Латвии – работать в Германию или Англию. Что вы творите? В своей злобе и ненависти вы не видите будущее страны. Очнитесь, латыши!» – с отчаянным призывом обратилась к согражданам коренная гражданка Латвии.

Под конец голосования к митингующим вышел депутат от партии «Согласие» Игорь Пименов, именно он выступал в дебатах, призывая парламент отклонить законопроект. 21 голос, поданный против, принадлежал «Согласию». Депутат и председатель Латвийской ассоциации школ с русским языком обучения, взяв мегафон, поблагодарил за поддержку всех участников акции протеста. Призвал не падать духом…

Что ж, надо набраться терпения. Судя по всему, впереди долгая борьба с русофобией. Как там говорится? Нас бьют, а мы крепчаем! Следующий митинг – в марте. Будем отмечать 229-ю годовщину русской школы Латвии, будем собирать подписи родителей под обращением в ООН и ЮНЕСКО о необходимости сохранения русских школ Латвии как культурного и исторического достояния народа.