Один из любимых Всеволодом Мейерхольдом драматургов, автор пьес "Мандат" и "Самоубийца" Николай Эрдман рассказывал, как Мастер поучал его необходимости держать в строгом секрете свои творческие замыслы.
В пример Мейерхольд ставил композитора Николая Метнера.
Когда Мейерхольд пришёл к нему, чтобы ознакомиться с написанной для Мариинского театра музыкой, то Метнер сначала запер дверь на ключ, затем опустил на окнах шторы, потом крадущейся походкой подошёл к роялю и осторожно отпер ключом крышку над клавишами.
После чего композитор шёпотом произнёс:
- Музыка начинается вот с этой ноты...
И едва слышно нажал на клавишу ля первой октавы. После чего поспешно закрыл крышку.
- Вот так надо беречь творческие тайны! – говорил Эрдману Мейерхольд.
В театральном режиссёре Всеволоде Мейерхольде всегда жило стремление удивить людей, разыграть, совершить нечто противоположное тому, что от него ждут, писал о нём Виктор Ардов.
В подъезде, где жил Мейерхольд, на площадке были рядом две двери. На одной из них была табличка с именем Мастера и звонок рядом. Все, естественно, обращались лицом к этой двери и нажимали кнопку звонка. А Мейерхольд появлялся из другой двери! Он очень радовался, если это поражало посетителя.
Готовясь к постановке "Гамлета", Мейерхольд делился замыслами с людьми, которым доверял. И однажды заметил:
"Критики придут поглядеть, как Мейерхольд поставил монолог "Быть или не быть?"
Будут ждать: "Как? Как? Как?"
А я придумал как!"
- Как же, Всеволод Эмильевич?
- Вычеркну!