В искусстве и в реальной жизни, наши лица рассказывают, о наших эмоциях.
Мимика мощный инструмент проявления эмоций и в значительной степени она универсальна и понятна. Тем не менее, социальный контекст или окружение вокруг очень важно и может окрасить наши эмоции в разные цвета. Таким образом, улыбка может рассматриваться по-разному в зависимости от ситуации, то, что произошло непосредственно перед, или человек, который улыбается, или окружение. В один и тоже же стимул может вызвать очень разные выражения лица тех кто за этим наблюдает. Моя любимая картина, которая иллюстрирует это, картина Бартоломео Эстебан Мурильо «Две женщины у окна». Здесь две женщины смотрят на одну и ту же ситуацию, хотя выражения их лиц очень разные, на одном юношеская тоска, а на другом смущение. И нам не трудно догадаться, на что смотрят эти две женщины. И что их так одновременно привлекло и смутило. В случае живописи Мурильо, один и тот же раздражитель вызывает различные эмоции и выражения лица.
Есть и другие случаи, в которых такое же выражение лица трактуется по-разному. Умный рисунок известного психолога Роджера Шепарда часто используется в учебниках психологии в качестве примера воспринимаемого размера и иллюзии. Два монстра идентичны во всех отношениях, этот эффект от размещения их в туннеле, который делает монстра сзади намного больше, чем тот, что на переднем плане. Это иллюзия, которая приводится в линейной перспективе, настолько сильна, что единственный способ быть полностью убежденным, возьмите линейку и измерьте монстров. Шепард также отметил, что здесь есть и эмоциональная иллюзия. В контексте чертежа, монстр на переднем плане описывается как испугавшийся, в то время как тот, который на заднем фоне описывается злым, хотя оба выражения физически идентичны. Мы, как наблюдатели, интерпретируем эмоции, выраженные и основанные на конкретной ситуации, монстр на заднем фоне рассматривается, как сердитый охотник, в то время как на переднем плане монстр страшной жертвой.
Среди ценителей кино, Лев Кулешов, Советский режиссер, известен за его использование монтажа, чтобы вызвать различные эмоции. Смысл осуществлённого Львом Кулешовым эксперимента заключался в следующем. Сначала была осуществлена съёмка крупного плана актёра, который сидит и просто смотрит куда-то с нейтральным лицом. Для эксперимента были сняты также 3 других плана: тарелка горячего супа; ребёнок в гробу и молодая девушка на диване, после чего все это было смонтировано на три сюжета. Каждый из получившихся сюжетов Кулешов продемонстрировал небольшой аудитории, состоящей из его коллег. Все зрители, посмотревшие фрагменты, независимо друг от друга пришли к выводу, что в первом сюжете герой хочет поесть и привлечён хорошим обедом, во втором — опечален смертью ребёнка, в третьем — очарован лежащей на диване девушкой. На самом деле выражение лица актера во всех трёх случаях было, конечно, одним и тем же.
Рассмотрим следующий сценарий: вы на вечеринке, и вы бы увидели как кто-то незнакомый смотрит в вашу сторону и улыбается вам. Ваши эмоции могут быть разными, от ответной улыбки до недовольства. Теперь рассмотрим подробнее: 1. Вам приятно и вы улыбнулись в ответ, 2. Вы обернулись и увидели, что улыбаются не вам и стало неловко, 3. Вы посмотрели вокруг и видите, что все улыбаются глядя на вас и вас это злит. В нашем эксперименте мы показали различные ситуации, в котором выражения эмоций перешли из нейтрального выражения, до злого.
Эти эффекты имеют вид перцептивной иллюзии, как этот пример с цветами, читая мы воспринимаем одно, а видим другое.В самом деле, в нашем повседневном опыте, мы никогда не интерпретируем мимику как, что-то статичное, сиюминутных образов. Наша мимика меняется в зависимости от окружающей среды. Конечно, в кино надо играть и изображать различную мимику персонажа, а то сюжет будет скучным. Эти факторы укрепляют идею, что большая часть нашей эмоциональной вовлеченности в повседневном опыте и в кино — это разворачивание и динамичный опыт, который происходит и в голове и за ее пределами.
Рецепты домашних настоек и ликёров тут