Найти тему
Distortion

91 год со дня рождения Габриэля Гарсиа Маркеса

Сегодня, 91 год со дня рождения ярчайшего представителя латиноамериканской литературы и проповедника магического реализма – Габриэля Гарсиа Маркеса. Он оказал значительное влияние на всю мировую литературу и еще при жизни он был признан классиком, а также писателем, изменившим мир.

Габриэль Гарсиа Маркес родился 6 марта 1927 года, в небольшом колумбийском селении Аракатака, и в своей семье был старшим из шестнадцати детей, которым только предстояло появиться на свет. Родители Габриэля переезжали из города в город в поисках лучшей жизни, но его с собой почему-то не брали. Большую часть детства маленького Габито воспитывали суеверная и впечатлительная бабушка Транкилина и дед – полковник Николас Маркес. Мальчик обожал своего деда, в нем он видел пример того, каким должен быть мужчина – надежным, рассудительным, мудрым и смелым. Бабушка же открыла будущему писателю сказочный мир своего восприятия: с невозмутимым видом она рассказывала самые жуткие, фантастические истории. Влияние старших – немыслимый симбиоз прагматичного и сверхъестественного, в итоге отразится в творчестве Гарсиа Маркеса магическим реализмом: тем узнаваемым чудесным стилем, за который его полюбили читатели всего мира.

Габито был любознательным ребенком, задавал много вопросов, тем самым заставил полковника Николаса, сделать толковый словарь своей настольной книгой. Мать мальчика Луиза утверждала, что уже в детстве он знал так много, что казался старичком. В семейном кругу, его так и называли: маленький старичок. Сложные отношения с отцом объясняются его длительным отсутствием в жизни Габито, даже после смерти любимого дедушки, Элихио Гарсиа не смог стать авторитетом для сына. Поверхностные взаимоотношения с отцом отчетливо видны во фразе, некогда очень разозлившей Элихио, что он, Габриэль Гарсиа Маркес «всего лишь один из шестнадцати детей телеграфиста из Аракатаки».

Помимо глубоко засевших детских впечатлений о проживании в доме Маркесов, на становление Габриэля как писателя повлияли, как не странно, книги. Одной из книг, расширивших его понимание возможностей литературы, стала бессмертная работа Кафки «Превращение». Прочитав первые строки повести: «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое», Маркес осознал, что границы раздвинулись и в серьезной мировой литературе самые невероятные истории могут доноситься совершенно обыденно, как и в рассказах бабушки Транкилины.

-2

Молодость Габриэля, полную шальных друзей, попоек и регулярных посещений борделей, омрачало лишь одно – сомнение, какой путь он должен избрать. Родные юноши, надеялись, что он выучиться на юриста, и вытянет всех из зыбучих песков бедности, сам Маркес мечтал о славе писателя. Несколько лет метаний, содержащих поступления-исключения из высших учебных заведений и конфликты с отцом, уверенным, что писательский труд доведет его сына до того, что он будет «жрать бумагу», все же вывели его на тропу журналистики. В каком-то смысле это был компромисс, который никого не устраивал, но случалось, приносил деньги. Место журналиста в «El Universal» Гарсиа Маркес получил благодаря ранее опубликованным рассказам: заведующий редакцией, Клементе Мануэль Сабале успел стать поклонником многообещающего и оригинального автора.

«Человек не может стать личностью и тем более развиваться как личность, не вступив на свой собственный, данный ему Всевышним путь. Каждый из нас должен прожить именно свою, а не чью-нибудь жизнь. Это величайшая трагедия – уже в зрелом возрасте обернуться назад и осознать: все, что было в прошлом – не твое, чужое, непонятное, ненужное; впереди же – сплошная неопределенность и тотальное одиночество. Замкнутый круг... Что касается меня, то смысл моей жизни состоит в том, чтобы жить в полную силу и рассказывать о жизни»

Маркес был успешным журналистом, но при этом долгое время зарабатывал гроши. Случалось, что более дерзкие материалы он выпускал под псевдонимом Септимус, позаимствованным у персонажа романа «Миссис Дэллоуэй» Вирджинии Вулф. Работа в печатных изданиях отнимала продуктивные писательские часы, однако для Габо журналистская практика имела и позитивные влияния: «Журналистика помогает писателю не только тем, что поддерживает живую искру в работе, она обеспечивает постоянный контакт со словом, а главное – постоянный контакт с жизнью. В тот день, когда писатель утратит связь с действительностью, он перестанет быть таковым. Занимаясь журналистикой, этот контакт сохраняешь».

Всемирную славу Гарсиа Маркесу принес роман «Сто лет одиночества», написанный за 18 месяцев, вынашиваемый 18 лет. Маркес был счастлив окончить роман, в котором проявился весь приобретенный жизненный и литературный опыт, однако сомнения в его ценности не покидали писателя, а накопленные долги пугали. Отвечая на вопрос друга-англичанина Джеймса Папуорта, о результатах его работы, Габо сказал: «Сам пока не знаю, что получилось: роман или килограмм макулатуры».

Продолжение статьи читайте в журнале Distortion №14 (стр. 166).

Мы в соцсетях: | Вконтакте | Facebook | Instagram | Telegram |