Независимый аналитик фармацевтического рынка в России рассказал Colta о том, как врачи, аптеки и телик впаривают нам лекарства и что они с этого имеют. Мы выбрали главное из его рассказа.
1. По закону, представителям фармацевтических компаний не разрешается приходить к врачам на работу и навязывать свои лекарства. Но есть масса обходных путей: они приходят во внерабочие часы, а больница позволяет им такие визиты.
2. У разных врачей — разный интерес. Хирургам, например, доплачивают за установку протезов определенной марки. Еще некоторое время назад за каждую такую операцию врачи получали порядка 15 тысяч рублей в конвертах.
3. Влиятельные врачи не поведутся на такой подкуп. Поэтому их спонсируют по-крупному, оплачивая поездки на конференции в Австралию или на Гавайи.
4. Аптеки тоже в сговоре с фармакологическими компаниями. Их толкает на это желание сделать план по продажам. Так на полках появляется «Товар дня», который вам с удовольствием будут впаривать на кассе.
5. Врачи часто пренебрегают этикой и при наличии материального интереса могут даже не поставить пациента в известность о том, что на фармацевтическом рынке есть аналоги лучше и современнее, чем те, что ему предлагают в больнице.
6. Телек внушает вам, какие лекарства купить. По данным Mediascope, каждая третья реклама по ТВ — это реклама фармпродукции, а в сезон заболеваемости — уже каждая вторая.
7. Реклама часто содержит вопиющую ложь. В одной рекламе «Ингавирина» говорилось, что появился инновационный препарат для борьбы с вирусами гриппа и ОРВИ, который «сканирует клетки и выборочно лечит зараженные».
8. Как такая реклама вообще попадает в эфир? Для этого есть дисклеймер, составленный группой юристов и медиков, который позволяет компаниям выполнять формальные требования закона «О рекламе», добросовестной и достоверной.
9. Для ряда болезней — таких как гепатит, ВИЧ, рассеянный склероз, — в России оригинальные лекарственные средства просто не производятся. Это аналоги, и разница между ними и оригиналами препаратов измеряется годами жизни больных людей.
10. Сейчас по закону, если в тендере участвуют иностранная и отечественная компании, выигрывает по определению отечественная — просто потому, что так составлен закон.