Dark Patterns — это пользовательский интерфейс, хитро и остроумно проработанный для того, чтобы вас, дорогие, обмануть.
Посредством запутанных меню, страниц и некорректных вопросов темные паттерны заставляют нас бессознательно совершать те действия, которые мы никогда бы не сделали самостоятельно.
Яркий пример тому — email-рассылка.
Вы когда-нибудь замечали непонятных дядь, которые систематично и надоедливо присылают вам на почту «крайне интересные» приглашения на бесплатные тренинги, призывают поучаствовать в розыгрыше призов, или купить какую-нибудь дребедень?
А каждый раз, видя подобные сообщения, вы не понимаете, откуда у авторов ваша почта и почему приходит эта назойливая рассылка.
Правильно, вы ни на что не подписывались. Сознательно не подписывались. А технически — ещё как.
Многим известный социально-образовательный сайт Quora включает подписку на новости в пользовательское соглашение. Вы можете отказаться от подписки, если у вас, конечно, есть время читать это соглашение.
Кто-то старается не заострять внимания на блоке «подписаться на новости», старательно пряча его средь плохого дизайна; кто-то меняет местами кнопки «ON» и «OFF», тем самым путая пользователя, а кто-то поступает, как Quora.
Вы не подумайте, что обман пользователей — привилегия исключительно несостоявшихся компаний, это вовсе не так.
Вернёмся в недалекий 2012, когда Apple только представила миру iOS 6.
А знаете, какая была самая крутая фича, отличающая именно эту операционную систему от всех предыдущих?
В iOS 6 компания реализовала одну интересную вещь — IDFA (IDA), о которой даже не заикнулась на презентации операционки.
Это идентификатор устройства, с помощью которого рекламодатели могли отслеживать уникальный трафик пользователей и таргетировать на них рекламу. Интересно то, что функция IDFA была включена по умолчанию, выключить ее конечно было можно, но для этого пришлось бы старательно обходить логические (точнее, не логичные) уловки Apple.
Во-первых, IDFA поместили не в раздел «приватность», а в блок «основные».
А во-вторых, изменение функции было доступно через настройку «Limit Ad Tracking» (ON/OFF), где вопрос стоял так: «Ограничивать отслеживание?».
Нажимая «OFF», вы как бы разрешали функции IDFA работать в полную силу.
Помимо интернет-ресурсов, dark patterns можно встретить и в реальной жизни. Не так давно компания KFC принуждала любителей жареной курочки делать пожертвования в 10 рублей.
Кассир молча включал эти деньги в начальный чек, а потом пробивал заказ. Гораздо проще не жертвовать вовсе, чем в общественном месте сказать: «Исключите из моего счёта 10 рублей пожертвования, пожалуйста», а потом ловить на себе презрительные взгляды. Эти люди были уязвлёнными уловками dark patterns, не говоря уже о тех, кто вовсе не смотрел на чек.
Мы не говорим о том, что пожертвования — это плохо, нет.
Однако они должны быть добровольными, не насильственными.
Таким образом, решение об использовании или не использовании темных паттернов в своём бизнесе всегда остаётся за вами, однако стоит помнить о том, что подобные действия вызывают массовые негативные эмоции в отношении бренда.
Да, хитрый способ подписать кучу людей на свой контент звучит очень заманчиво, но будет ли это работать на вас в долгосрочной перспективе?
Будет ли это работать тогда, когда люди заметят, что поглощают массу ненужной им информации?
Помните о том, что достойным считается признание, заслуженное качественным продуктом, а не изворотливостью и хитростью.