Найти тему

Возрождение в живописи

Возрождение (Ренессанс) представляет внушительный пласт изобразительного искусства и берет начало в Италии в 14-м веке.

Отличается отражением гармонии между телесным и духовным и наиболее внимательным отношением к человеку, как к еще одному проявлению настоящей красоты.

Эпоха делится на 3 периода: Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение (каждый период подробней чуть ниже)

Первые зачатки

Художники 13-го века при создании полотен традиционной религиозной тематики отталкивались от традиций интернациональной готики (отличительные черты: красочность, изысканность и декоративность, экзальтированность, утончённость)

Характерный пример работы в стиле интернациональной готики. Микелино да Безоццо «Обручение св. Екатерины»
Характерный пример работы в стиле интернациональной готики. Микелино да Безоццо «Обручение св. Екатерины»

0 период. "Проторенессанс"

Отходя от интернациональной готики и иконописных мотивов, художники начали использовать новые художественные приёмы (построение объемной композиции и использование пейзажа на заднем плане), что позволило сделать полотна более реалистичными, оживленными.

Джотто "Поцелуй Иуды". Прекрасно видно отхождение от стандартных иконописных приемов к все большему реализму.
Джотто "Поцелуй Иуды". Прекрасно видно отхождение от стандартных иконописных приемов к все большему реализму.

Это резко отличало их творчество от предыдущей иконографической традиции (с условностями в изображении), и уже давало предпосылки к развитию нового стиля...

В прямом смысле слова, этот период не относился к Ренессансу, а был лишь переходным этапом к нему от готики.

1 период. "Раннее Возрождение"

В начале 15-го века, архитекторы описали законы линейной перспективы в живописи. Это дало серьезный толчок художникам, давая возможность изображать трехмерное пространство на плоском холсте. Кроме того:

Религиозные сюжеты приобретали все более человеческие черты (их персонажи стали появляться с ярко выраженными индивидуальными чертами и эмоциями)

Появлялось все больше нерелигиозных мотивов в работах.

Портрет и Пейзаж стали самостоятельными стилями.

Наглядный пример из периода Высокого Возрождения – тут и перспектива, и использование пейзажа на заднем плане, и присущие человеку эмоции и страсти в персонажах. (Сандро Боттичелли "Венера и Марс")
Наглядный пример из периода Высокого Возрождения – тут и перспектива, и использование пейзажа на заднем плане, и присущие человеку эмоции и страсти в персонажах. (Сандро Боттичелли "Венера и Марс")

2 период. "Высокое Возрождение"

Период наивысшего расцвета эпохи Возрождения. Микеланджело, Рафаэль Санти и великий Леонардо Да Винчи были, пожалуй, самыми заметными фигурами этого периода!

Подходя к живописи с точки зрения естествоиспытателя, Да Винчи добился высокого мастерства в передаче мимики лица и тела человека, способах передачи пространства, построения композиции. (Картина в представлении не нуждается)
Подходя к живописи с точки зрения естествоиспытателя, Да Винчи добился высокого мастерства в передаче мимики лица и тела человека, способах передачи пространства, построения композиции. (Картина в представлении не нуждается)
Произведения Микеланджело полны героического пафоса и, одновременно трагического ощущения кризиса гуманизма. Его картины прославляют силу и мощь человека, красоту его тела, одновременно подчёркивая его одиночество в мире
Произведения Микеланджело полны героического пафоса и, одновременно трагического ощущения кризиса гуманизма. Его картины прославляют силу и мощь человека, красоту его тела, одновременно подчёркивая его одиночество в мире

Высокое Возрождение запомнилось прямым отражением реальности в работах художников. Практически никакого символизма в формах – реальность в пропорциях и в перспективе!

3 период. "Позднее Возрождение", Маньеризм

Возрождение вступает в кризис (чему поспособствовало разграбления Рима). В творчестве позднего Рафаэля намечается новая художественная линия, получившая название "маньеризм".

Для этой эпохи свойственны: взвинченность и изломанность линий, удлинённость или даже деформированность фигур, зачастую обнажённых, напряжённость и неестественность поз, необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д

Эталон Маньеризма в искусстве – картина "Мадонна с длинной шеей" Пармиджанино.
Эталон Маньеризма в искусстве – картина "Мадонна с длинной шеей" Пармиджанино.

Итог

Базовые знания об эпохе Возрождения вы получили. Остальные детали вам не нужны и точно забудутся :)

Если вам понравилось, похвалите нас "пальцем вверх".

Спасибо!