Найти тему
Мойка-8

Экология визуальных коммуникаций Петербурга

Представляем проекты членов Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, стипендиатов Министерства культуры за 2017 год.

Отчет стипендиата Государственной стипендии в области литературы и искусства за 2017 год.

Тема: «Экология визуальных коммуникаций Санкт-Петербурга»
Автор: Рябинина-Задерновская Варвара Евгеньевна

Идея ввести в обиход понятие «графическая экология» пришла мне во время написания кандидатской. Я задумалась над тем, что в последнее время мы очень много говорим об экологии окружающей среды, подразумевая под этим ее загрязнение разным материальным мусором.

Согласно определению, мусор — это отходы человеческой деятельности. Этот термин применяется ко всем бесполезным, непригодным для дальнейшего использования, побочным продуктам, возникающим в процессе или в результате деятельности человека. Мы живём, покупаем, потребляем и в результате этих действий производим огромное количество отходов.

Многие природоохранные организации уже давно бьют тревогу. И призывают людей обратить внимание на то, что экологический кризис, связанный с производством мусора, уже наступил. Они предлагают задуматься над тем, какое беспрецедентное давление мы оказываем на нашу планету. Потребление и количество отходов увеличивается, и в настоящее время человечество потребляет уже на 50% больше того, что может быть восполнено биосферой.

Неудивительно, что эта проблема находит отражение и в большом количестве плакатов...

… и в различных социальных трансформирующих проектах, таких, например, как проект фотографа Грегга Сегала 7 дней мусора.

-2

Серия фотографий американского фотографа Грегга Сегала, на которой он запечатлел людей, буквально, купающимися в мусоре, который они, по его просьбе, не выкидывали в течение недели.

Или эксперимент Роба Гринфилда Trash me.

-3

Экоактивист Роб Гринфилд осенью 2016 года целый месяц проходил в костюме с огромными карманами, куда складывал весь свой мусор, с целью на личном примере показать окружающим, какое количество отходов производит человек.

Результатом разумного подхода к потреблению является появление таких концепций, как, например, Zero Waste Home.

-4

Француженка Би Джонсон живет в Америке и является автором известного блога, бестселлера, а также множества лекций, посвященных безотходной жизни. На фото – баночка со всем мусором, который она вместе с мужем и двумя детьми произвела за год. Ну и, собственно, её дом –чистый, светлый и... минималистичный.

Не только отдельные люди, но и целые города переходят на безотходное потребление. В японском городе Камикатсу (Kamikatsu) еще в 2003 году приняли экологическую городскую программу, согласно которой сортировка всего мусора производится по 34 позициям.

https://vedgard.com/ru/node/10839
https://vedgard.com/ru/node/10839

Загрязнение окружающей среды становится источником для большого количества различных городских социальных активностей.

-6

Чистые Игры –командные соревнования по сбору и сортировке мусора.

Фудшеринг – проект по спасению нормальной, съедобной еды, которую закон предписывает выбрасывать.

Движение Раздельный сбор – группа активистов и волонтеров, выступающих за развитие в России системы цивилизованного обращения с отходами.

Более того, само понятие экологичность, становится все более и более популярным. Все больше и больше обычных людей озабочены утилизацией отходов и минимизацией экологического следа. По сути, все это грани одного явления — кризиса перепотребления. По словам Д. Бермана, автора книги «Do good design. Как дизайнеры могут изменить мир»,
«мы во власти неконтролируемого безумия, подстегиваемого быстрой эволюцией изощренности, психологии, скорости и доступности визуальных средств обмана, специально разработанных с целью убедить нас в том, что нам «совершенно необходимо» больше вещей, чем у нас имеется».

Естественно дизайнеры так же откликаются на происходящие в обществе явления. В результате проникновения экологических ценностей в нашу жизнь происходит экологизация различных профессиональных областей, и графического дизайна в том числе. Действительно, большинство носителей графического дизайна имеют материальный носитель. А раз это так, то этот носитель рано или поздно окажется в мусорной корзине. Поэтому экологичный графический дизайн зачастую рассматривается как работа с материалом, т. е. использование экологически безопасных материалов и технологий.

Но окружающая среда — это не только материя. Мы живем в информационном мире, информации становится слишком много, и большая ее часть поступает через зрение. И визуальное загрязнение ничуть не менее опасно, чем материальное. Потребность в визуальной чистоте становится практически осязаемой. Все больше людей стараются очистить свое личное визуальное пространство от лишней информации. Все больше появляется статей о графическом покое и визуальной тишине.

То же самое происходит на городском уровне. Я уже писала про то, что в 2007 году бразильский город Сан Пауло первым в мире инициировал отмену щитовой рекламы. А в 2014 году власти французского города Гренобль не только первыми в Европе запретили всю коммерческую уличную рекламу, но и приняли решение на месте билбордов высадить деревья. Подобные инициативы поддерживаются сегодня во многих городах мира.

https://theplaidzebra.com/this-city-in-france-is-getting-rid-of-all-outdoor-ads-in-favor-of-trees/
https://theplaidzebra.com/this-city-in-france-is-getting-rid-of-all-outdoor-ads-in-favor-of-trees/

Визуальная среда любого современного города представлена огромным объемом графической информации, которая поступает через каналы визуальной коммуникации — различные знаки, символы, системы кодирования информации и прочее. При этом они не только замусоривают окружающую визуальную среду, но и являются своевременными и актуальными маркерами эпохи, оказывая значительное влияние на ощущение места и времени.

Конечно, визуальная среда города формируется совокупностью природного, архитектурного и графического ландшафтов, и Санкт-Петербург в этом отношении город уникальный. Его визуальная среда формируется, в первую очередь, сочетанием характерного «плоского», горизонтального ландшафта: вода, небо, бесконечная перспектива акватории Невы, и не менее характерной архитектурной застройки.

-8

При этом мы также постоянно вращаемся в информационной сфере, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Ее влияние на человека становится сильнее с каждым днем. В современном городе, и Петербург не является исключением, носители визуальной информации повсюду сопровождают человека. Это и реклама, и знаки дорожного движения, и информационные вывески, и многое другое.

-9

И чем больше информации, а ее количество стремительно растет, тем больше носителей визуальной информации, тем сильнее их воздействие на человека. Соответственно, все сильнее влияние средств их проектирования. В связи с этим возрастает роль графических средств передачи информации, и, в частности, графического дизайна, как профессиональной деятельности, направленной на проектирование визуальной среды современного города.

То есть визуальная среда Санкт-Петербурга представляется мне как луковица: сердцевина – это природный ландшафт, как неизменная данность, определяющая визуальный характер города. Следующий слой – архитектура, она, в силу своей долговечности, формирует основной характер визуального восприятия. И последний слой – информационно-графический, самый недолговечный, изменчивый, но при этом формирующий характер восприятия современности. Относительная молодость Санкт-Петербурга как города позволяет восстановить по фотографиям влияние средств графической информации на восприятие архитектурных сооружений.

Приведу в пример здание универмага Пассаж на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. На сохранившихся фотографиях хорошо видно, как менялся облик здания в зависимости от его графического оформления в различные исторические эпохи. Очевидно влияние графической информации на восприятие архитектурного объекта как элемента городской среды, которое формируется посредством типографического своеобразия и пластической организации графического пространства.

-10

Несмотря на то, что графическая среда Санкт-Петербурга очень разнообразна и значительно меняется в зависимости от времени и пространства. Обобщив, можно выделить ее основные составляющие, к которым относятся:
– наружная реклама (вывески, плакаты, видео-реклама, реклама на транспорте и т. д.);
– городская навигация (указатели, карты, схемы и т. д.);
– стрит-арт (граффити, современное искусство);
– праздничное оформление улиц (инсталляции, плакаты и т. д.).

Все эти неотъемлемые части графической среды города и формируют графическую экологию, определяют особенности взаимодействия человека с окружающим графическим пространством. А то, как выглядит и как функционирует графическая среда касается каждого, кто занимается графическим дизайном. Это наша ответственность перед городом, перед его жителями и гостями и перед самим собой.