Найти тему
BloomChain

Как Германия признала bitcoin: разбор Bloomchain

Оглавление

Финансовые власти Германии признали возможность использования криптовалют в качестве платежного средства и освободили такие сделки от налогообложения. Пока часть криптоэнтузиастов восхваляет это решение, другие подозревают, что информация в СМИ была искажена и не соответствует действительности. Bloomchain решил разобраться, какое решение на самом деле принял Минфин Германии и какие у этого шага могут быть последствия.

Bitcoin по-немецки

«Германия назвала bitcoin законным платежным средством» — такими громкими заголовками пестрили многие СМИ на прошлой неделе. Тот факт, что информация была практически проигнорирована крупными мировыми изданиями, подтолкнула ряд блокчейн-энтузиастов к мысли о том, что эта новость была фейком. Так, помощник российского президента Герман Клименко написал в своем Telegram-канале, что попросил у вице-президента Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ) по международному сотрудничеству Максима Черешнева уточнить информацию о якобы новом подходе Германии к bitcoin.

«Ответ был предсказуем», — написал Клименко, прикрепив скриншот переписки с Черешневым, в которой тот отметил, что в немецких СМИ подобное сообщение не упоминалось, и назвал информацию «фейком».

«Биткоин и другие криптовалюты — в отличие от евро — не являются законным платежным средством», — привел Черешнев слова коллег из Германии.

Тем не менее немецкие власти действительно пришли к выводу о том, что bitcoin и другие криптовалюты могут использоваться как средство платежа. Датированный 27 февраля 2018 года документ, который говорит о том, что использование bitcoin как платежного средства освобождается от налогообложения, опубликован на официальном сайте Федерального министерства финансов Германии (BMF), и сомневаться в его подлинности не приходится.

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ BITCOIN ПРИРАВНИВАЕТСЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБЫЧНЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ЕСЛИ ОНИ НЕ СЛУЖАТ НИКАКОЙ ДРУГОЙ ЦЕЛИ, КРОМЕ СПОСОБА ОПЛАТЫ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ BITCOIN ДЛЯ ПРОСТОЙ ОПЛАТЫ НЕ ОБЛАГАЕТСЯ НАЛОГОМ», — ГОВОРИТСЯ В ОПУБЛИКОВАННОМ ВЕДОМСТВОМ ЦИРКУЛЯРЕ.

Основной акцент в документе сделан именно на налогообложении. Cделки по конвертации криптовалют в фиат, выполненные для оплаты номинированных в фиатных деньгах товаров или услуг, не подлежат налогу на добавленную стоимость (НДС). Майнинг также не облагается налогом, поскольку комиссия за проведение транзакций и услуги майнеров «считаются добровольными» со стороны пользователей.

Но законным средством платежа — то есть тем, который в обязательном порядке должен приниматься всеми точками продаж в Германии — bitcoin не называется.

«ЗАКОННОЕ СРЕДСТВО ПЛАТЕЖА В РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ — ЭТО НАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА, ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ К ПРИЁМУ; В КОТОРОЙ, В ЧАСТНОСТИ, НОМИНИРУЮТСЯ ПРОЦЕНТЫ ПО ДЕНЕЖНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, ПЕНИ, ПУБЛИЧНЫЕ ПЛАТЕЖИ (НАЛОГИ, ПОШЛИНЫ). А „СРЕДСТВО ПЛАТЕЖА“ — ЭТО ДЕНЬГИ В ЦЕЛОМ. ПОЭТОМУ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ РЕЧЬ НЕ ИДЕТ О ПРИЗНАНИИ КРИПТОВАЛЮТ „ЗАКОННЫМ“ СРЕДСТВОМ ПЛАТЕЖА — ПРИЗНАЛИ МАКСИМУМ ПРОСТО „СРЕДСТВОМ ПЛАТЕЖА“, ТО ЕСТЬ КВАЗИ-ДЕНЬГАМИ, А НЕ ИМУЩЕСТВОМ», — ПОЯСНИЛ В РАЗГОВОРЕ С BLOOMCHAIN РОМАН ЯНКОВСКИЙ, ПАРТНЕР ЮРИДИЧЕСКОЙ ФИРМЫ «ЗАРЦЫН, ЯНКОВСКИЙ И ПАРТНЕРЫ».

Решение немецкого ведомства основано на постановлении Европейского суда от 2015 года, в котором криптовалюты приравниваются к альтернативным платежным средствам. Тогда в суде рассматривалось дело шведа Дэвида Хэдквиста, который намеревался открыть криптообменник. Иск был предъявлен к шведским властям, которые посчитали сделки по обмену фиатных денег на bitcoin и обратно подпадающими под налог на добавленную стоимость. В суде Евросюза решение шведских властей признали неверным и постановили освободить сделки по обмену криптовалют на фиат от НДС «в соответствии с положениями в отношении операций, связанных с валютами, банкнотами и монетами, используемыми в качестве законного платежного средства».

Постановление Европейского суда носило рекомендательный характер. Страны-члены Евросоюза не были обязаны следовать этому решению — каждое государство вправе самостоятельно на национальном уровне определять статус криптовалют.

Bitcoin — cредство платежа или товар?

Позиции мировых регуляторов в отношении криптовалют можно разделить на два основных лагеря: одни признают bitcoin и другие криптовалюты средством платежа, другие считают их товаром. Представителями первой группы, к которой теперь присоединилась и Германия, являются Япония, Италия, Великобритания и Эстония.

Япония — одна из первых стран мира, которая приняла революционный закон о цифровых валютах и признала bitcoin платежным средством. Закон вступил в силу 1 апреля 2017 года и позволил использовать криптовалюты для «оплаты стоимости покупки, аренды продуктов или получения услуг». Во многом благодаря признанию bitcoin платежным средством на законодательном уровне Япония стала одним из крупнейших рынком для криптовалюты. На японскую йену приходится почти половина (48%) всего объема торговли bitcoin к фиатным валютам. По этому показателю йена значительно обошла американский доллар, на долю которого с учетом самого доллара США и его цифрового аналога — токена Tether — приходится 39% объема мировых торгов.

К концу 2017 года bitcoin стал приниматься в качестве оплаты в тысячах розничных магазинах по всей Японии. Среди них — крупнейшие ретейлеры страны, такие как сеть магазинов электроники Bic Camera и универмаги Marui.

В отличие от Японии, США, Австралия и ряд европейских государств (например, Финляндия) считают криптовалюты товаром. В сентябре 2015 года американская Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC) постановила, что криптовалюты — это товар. Спустя два года, в декабре 2017, регулятор вновь заявил о том, что bitcoin следует рассматривать как товар.

«BITCOIN — ЭТО ВИРТУАЛЬНАЯ ВАЛЮТА, ЭТО ТОВАР, С КОТОРЫМ МЫ ЕЩЕ НИ РАЗУ НЕ СТАЛКИВАЛИСЬ», — СКАЗАЛ ГЛАВА CFTC КРИСТОФЕР ДЖАНКАРЛО.

Россия на перепутье

В России пока не существует законодательства, дающего исчерпывающий ответ на то, каким статусом обладают криптовалюты. Но в связи с ростом популярности нового финансового инструмента Федеральная налоговая служба России в 2016 году опубликовала письмо, в котором приравняла покупку/продажу bitcoin и иных криптовалют к валютным операциям.

При этом ждать, что в скором времени Россия признает bitcoin законным платежным средством, не стоит. В пользу этого говорит риторика представителей различных министерств, ведомств и регуляторов. Среди последних громких заявлений — предложение Минфина ввести уголовную ответственность за оборот денежных суррогатов, которыми могли быть признаны криптовалюты.

«ЛОГИКА ТАКАЯ: РАСЧЕТЫ ЗА ТОВАРЫ, РАБОТЫ ИЛИ УСЛУГИ, ЗА ЧТО БЫ ТО НИ БЫЛО, КРОМЕ КАК В РУБЛЯХ, БЫЛИ И ЕСТЬ И ОСТАНУТСЯ ЗАПРЕЩЕННЫМИ», — ЗАЯВИЛ 1 МАРТА ЗАММИНИСТРА ФИНАНСОВ АЛЕКСЕЙ МОИСЕЕВ В ХОДЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ВНЕШЭКОНОМБАНКОМ КОНФЕРЕНЦИИ «КРИПТОСРЕДА».

Главным противников легализации криптовалют в качестве платежного средства в России выступает Центробанк. Его представители неоднократно заявляли о том, что разрешение использования bitcoin и других виртуальных денег в качестве платежного средства может привести к дестабилизации финансовой системы.

«Использование криптовалют как денежных суррогатов активно предлагается для расчета за товары и услуги. На наш взгляд, это имеет в качестве риска подрыв денежного обращения, и, конечно, мы использование криптовалют как денежных суррогатов допускать не будем», — сказала в сентябре глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина.

Что значит решение Германии?

Позиция немецких властей по отношению к криптовалютам не претерпела радикальных изменений. Возможным платежным средством bitcoin был назван немецкими властями еще в 2013 году. Тогда Минфин Германии ответил на депутатский запрос о статусе криптовалют, в котором назвал bitcoin частными деньгами и единицей расчета.

Однако тот факт, что одна из крупнейших экономик Европы и мира признала за криптовалютами статус допустимого средства платежа, аналогичного фиатным деньгам, может сыграть на руку криптовалютам. Возможно, это создаст предпосылки для повышения репутации и доверия к криптовалютам среди населения и участников рынка. Хотя циркуляр разработан Минфином Германии, можно предположить, что подобное решение вряд ли было принято в отрыве от Бундесбанка, одного из главных партнеров Европейского Центробанка. Благодаря такому шагу Германия может стать одним из крупнейших мировых рынков для криптовалют.

С точки зрения налогообложения Германия уже является одной из наиболее выгодных для криптоинвесторов юрисдикций. Согласно статье 23 закона о подоходном налоге, физлица не обязаны уплачивать налог на прирост капитала, если таковой не превышает 600 евро, либо если он произошел при продаже актива, которым владели более одного года. На практике это выглядит следующим образом: если пользователь приобрел один bitcoin в сентябре 2016 года за $600, а в декабре 2017 года продал его за $20000, то платить налог на прирост капитала ему не нужно.

Цифровые амбиции Германии

Криптовалютные технологии, в частности блокчейн, входят в обновленную государственную программу развития немецкой экономики, которую 7 февраля опубликовала коалиция СДПГ (Социал-демократической партии Германии) и ХДС/ХСС (Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза).

Согласно программе, до 2025 года планируется тратить до 3,5% ВВП на исследования и инновационные разработки в области создания микропроцессоров, IT-безопасности, искусственного интеллекта, data science, блокчейна, роботостроения и квантовых компьютеров. Среди возможных областей применения блокчейна упоминается его внедрение в сферу административных услуг.

В программе также говорится о намерении коалиции содействовать разработке основ регулирования и законодательных норм для криптовалютных бирж как на европейском, так и на мировом уровне.