Часть 1. Проведенные работы. Сбор данных для анализа.
Снижаем шум/гул от арок колес — нетривиальным методом, т.е. не привычным для всех способом (шумоизоляция зоны арок).
Поставленная задача — увеличить акустический комфорт в салоне а/м без применения "классических" методов шумоизоляции, без разбора салона, без существенного увеличения массы кузова. Так же должны быть соблюдены еще два условия: минимум вложений времени и денежных средств.
Путь для решения данной задачи выбран следующий: применение динамических вибродемпферов, установка шумоизоляционных вставок в ниши передних крыльев и монтаж дополнительных уплотнителей по периметру дверных проемов.
Для проверки эффективности данного подхода к вопросу снижения шума/гула от колес был выбран бюджетный и достаточно шумный автомобиль KIA Rio FL. Произведенные работы выглядят следующим образом:
— Монтаж демпферов 10 шт., осуществлен на элементы подвески и кузова (передние рычаги, передние амортизаторы, передние лонжероны в области крепления бампера, задние арки в багажнике, задние ступицы на балке). Бюджет 3 500 руб.;
— Установка шумоизоляционных вставок 2 шт., в передние крылья. Бюджет 700 руб.;
— Монтаж дополнительных уплотнителей 14 м., по периметру дверных проемов. Бюджет 1260 руб.;
Результат всех вышеописанных манипуляций: заметное снижение нарастающего фонового гула в зависимости от увеличения скорости. Мягкое прохождение неровностей, более упругая работа подвески, менее выраженный переход от одного типа покрытия на другой. Косвенной признак снижения шума — отсутствие необходимости увеличения громкости музыки при наборе скорости.
Произведены замеры при трех скоростях движения на участке трассы в зимний период "Ульяновск Димитровград". в оба направления по два раза. Результат замеров следующий:
— прямой проезд на скорости 100 км/час, среднее значение AVG 66 дБ;
— на скорости 70 км/час, среднее значение AVG 63 дБ;
— на скорости 50 км/час, среднее значение AVG 61 дБ;
— проезд на скорости 100 км/час, среднее значение AVG 66 дБ;
— проезд на скорости 70 км/час, среднее значение AVG 63 дБ;
— проезд на скорости 50 км/час, среднее значение AVG 61 дБ;
Скрины приведены выше, по которым виден данный результат. Разбег составляет 2 и 3 Дб на каждые 20 км/час. Для возможности осуществления сравнительного анализа произведены замеры на малой скорости движения:
— при скорости в 30 км/час, среднее значение AVG 60 дБ;
Часть 2. Анализ полученных данных.
Для того чтобы понять смысл полученных цифр (что же значит разница "уровня шума" в 5 дБ между скоростью 50 км/час и 100 км/час) пробуем сравнить с уровнем громкости на магнитоле (на холостом ходу). Выбираем любой понравившейся музыкальный трек с подходящей протяженной монотонной звуковой дорожкой, например Daft Punk-Instant Crush (Feat.Julian Casablancas)
Подбираем уровень громкости на магнитоле таким образом чтобы он соответствовал средним значениям звука в салоне при скорости 50 км/час — 61 дБ, а при скорости 100 км/час — 66 дБ.Получаем следующий результат — разница в 5 дБ равна изменению уровня громкости на магнитоле в 4 единицы:
— Уровень громкости на магнитоле равный 11 единиц соответствует AVG 61 дБ;
— Уровень громкости на магнитоле равный 15 единиц соответствует AVG 66 дБ;
Много или мало изменение значения уровня громкости в 5 дБ?! Буду рад узнать ваше мнение))В завершении анализа предлагаю к просмотру три видио ролика записанные в салоне а/м с места водителя:
-Уровень шума 0-100 км/час в сравнении с музыкой при уровне громкости на магнитоле равным 11 единиц;
Часть 3. Сравнительный анализ было/стало. Замеры на "чистой" машине.
Произведены повторные замеры при трех скоростях движения на участке трассы в зимний период "Ульяновск Димитровград" на чистой машине (без вставок в крылья и демпферов). Разбег составляет 2 Дб на каждые 20 км/час.
— проезд на скорости 100 км/час, среднее значение AVG 70 дБ;
— проезд на скорости 70 км/час, среднее значение AVG 68 дБ;
— проезд на скорости 50 км/час, среднее значение AVG 66 дБ;
Разница между "стоковой " машиной и машиной со вставками в передних крыльях и демпферами :
— на скорости 100 км/час, среднее значение 4 дБ;
— на скорости 70 км/час, среднее значение 5 дБ;
— на скорости 50 км/час, среднее значение 4 дБ;
P.S. При каждодневной эксплуатации данного автомобиля — уровень громкости на магнитоле составляет 5-7 единиц, этого хватает "более чем" для прослушивания музыки на широком диапазоне скоростей вплоть до 100 км/час. Разговор с пассажирами заднего ряда не требует повышения голоса, утомление от давящего гула намного меньше. Мелкие стыки и неровности не заметны, переход между асфальтом разной зернистости очень сильно размыт, проезд ж/д переездов проходит намного приятнее. В день когда сел на эту, как многие считают "табуретку" — после Джетты 6 был удивлен на сколько выражены конструктивные шумы. Теперь же уровень акустического комфорта в данном а/м имеет вполне приличный уровень. Но ко всему привыкаешь и хочется большего))
To be continued…