Обезображенный труп Григория Распутина был обнаружен в Малой Невке в конце декабря 1916 г. Убийство Распутина было своеобразной прелюдией к крушению Российской империи, которое вскоре действительно последовало.
Холод, недостаток товаров, усталость от войны, казавшейся бесконечной, вылились в начале 1917 г. в Петрограде и в других промышленных центрах страны в невиданные по размаху забастовки. В феврале в столице началась всеобщая стачка. Замерли станки, в воздухе развеялся дым заводских труб, магазины, школы и рестораны были, как правило, закрыты. Свыше 200 000 рабочих, скандируя лозунги, с песнями двигались по улицам города. К ним присоединялись обыватели и представители среднего класса. Положение было угрожающим: демонстранты разбивали окна, переворачивали трамваи, врывались в магазины.
Ранее подобные волнения властям удавалось подавлять, поскольку можно было положиться на казаков. Но в начале 1917 г. их рекрутировали из бедных районов Дона и Кубани, и казаки стали свертывать свои нагайки вместо того, чтобы пускать их в ход. Показательно, что восстал и присоединился к рабочим петроградский гарнизон.
Дума пыталась восстановить порядок, создав соответствующий комитет. Соперником этого комитета был совет рабочих и солдатских депутатов, созданный в Петрограде, который ставил своей задачей расширение своего влияния, прежде всего в армии. В середине марта 1917 г. (по новому стилю) закончилось почти трехсотлетнее правление дома Романовых, и отрекшийся от престола Николай 2 оказался под арестом в Царском Селе. К власти пришло временное буржуазное правительство, возглавляемое князем Георгием Львовым.
Основы Российской империи были настолько прогнившими, что старая власть пала в результате февральских беспорядков, лишь отдаленно напоминавших собою переворот. По прошествии нескольких дней революция в Петрограде уже закончилась. Временное правительство объявило гражданам об их основных правах, политические заключенные были освобождены, и для наблюдения за порядком была создана милиция. Выпады в адрес национальных меньшинств обещали прекратить.
Сразу после февральского переворота в России какое-то время длился «медовый месяц» революции. Это ощущалось и на страницах финских газет, издававшихся в Петрограде. Газеты «Инкери» и «Нева» приветствовали свержение старой власти, верили в победу демократии и в установление более свободных норм общественной жизни. Согласно воспоминаниям очевидцев тех событий, как умеренные левые, так и правые финны всматривались в будущее с надеждой и без страха. Но как на правом, так и на левом фланге имелись личности, которых подобное развитие событий не устраивало.
Жизнь после Февральской революции все же не стала более сносной, напротив, в некотором смысле даже ухудшилась. Россия продолжала воевать, летом предприняли наступление в Галиции снова неудачное. Поскольку заводы из-за отсутствия сырья и снижения спроса закрывались, выросла безработица.
Снабжение продовольствием крупных городов не улучшилось, так как Временное правительство не уделяло этому вопросу должного внимания. Положение осложнялось волнениями, начавшимися в селах и деревнях, что привело к прекращению поставок продуктов питания в города. Сначала в Петрограде, а затем и во всей стране была введена полномасштабная нормированная выдача хлебопродуктов.
В одном из апрельских номеров газеты «Инкери» с горечью писали, что магазинные полки удручающе пусты: многие товары просто-напросто отсутствуют. Люди по-прежнему стояли в очередях за продовольствием. Вместе с тем с помощью больших денег можно было добыть все что угодно. Спекуляция и черный рынок процветали пуще прежнего. Теуво Лемметюйнен вспоминал, как в семье ранее преуспевавшего трубочиста были вынуждены питаться картофельными очистками. Ингерманландцам, чтобы остаться в живых, приходилось покупать пропитание на черном рынке. Деньги в 1917 г. совершенно обесценились. Средний заработок немногим превышал 100 рублей, тогда как мешок картошки весной стоил уже семь рублей, а пара обуви - 40 целковых. До войны эти товары стоили в семь раз дешевле. Так, газета «Нева» из-за роста производственных расходов вынуждена была в сентябре 1917 г. ограничить периодичность выпуска одним номером в неделю. Завоеванные в результате Февральской революции свободы привнесли в политическую жизнь России невиданное ранее оживление. Активность проявляли революционеры всех мастей от анархистов до большевиков, правые также пытались навести в своих рядах порядок
В ходе Февральской революции большевики не играли заметной роли. В начале апреля из эмиграции в Россию привезли Ленина. В пламенной речи, произнесенной на Финляндском вокзале, он сформулировал тезисы, направленные на свержение всего старого. Большевики с огромной энергией приступили к упрочению своего влияния в советах воинских частей и заводских коллективов. Они требовали окончания войны, хлеба и земли.
После Февральской революции Финляндия получила те права по самоуправлению, которыми она обладала еще до начала периода угнетения. Ключевые фигуры во властных структурах - вплоть до генерал-губернатора - были заменены, и Сенат, возглавляемый социал-демократом Оскаром Токоем, приступил к работе. Но вскоре стало ясно, что Временное правительство по-прежнему желает держать Финляндию на коротком поводке. Требования финнов о расширении самоуправления не находили поддержки у властей новой России.
В самой же Финляндии в это время обстановка была крайне противоречивой. Расширение политических свобод привело к резкому всплеску общественно-политической активности. Рабочие требовали улучшения их положения, активность рабочих выливалась в забастовки, демонстрации и беспорядки. Ситуация усугублялась тем обстоятельством, что русские войска, потеряв остатки дисциплины, также выходили из-под контроля. Будущее Финляндии представлялось драматичным и непредсказуемым
И так было всегда, сейчас же ничего не изменилось.
Если вам понравился материал, ставьте палец вверх и подписывайтесь