...С 15 века стали появляться рассказы европейцев о султанском дворце. Правда Гарем долгое время оставался запретным местом куда европейцы проникать не могли.
В гареме жили наложницы и дети султана.
...ГАРЕМ в султанском дворце называли «Дарыусадэ», что в переводе с арабского означает «врата счастья».
Слово гарем происходит от старинного семитского корня "х-р-м". В современнром арабском языке есть три основные производных от этого корня: харам - "священное место или вещь" (сравним с русским словом «храм»), хараам - «что-то, запрещенное религией, недостойное, табу» и хариим - «неприкосновенность частной жизни». Знакомое всем слово «гарем» произошло от турецкой версии последнего слова.
...Османы серьезно подходили к защите своей личной жизни. Гарем дворца Топкапы построен таким образом, что практически невозможно заглянуть, ни из Дворцовых помещений, ни тем более снаружи дворца. Аналогичным образом стремились защищать свои гаремы и прочие знатные люди империи.
Обитательницы гарема имели крайне ограниченные связи с внешним миром. Все они проводили жизнь в четырех стенах. Кстати, в виду того, что султанские наложницы не покидали пределов дворца, наложницы не покрывали свою голову паранджой. Закрывать своё лицо на мусульманские манеры не стали именно с этого периода, когда им стали позволять покидать пределы дворца, участвовать в пикниках. Со временем наложниц даже стали вывозить за пределы Стамбула, в султанский дворец в Эдирне. Разумеется, что при этом женщины полностью покрывали своё лицо, дабы никто не мог их узреть. Евнухи, служившие в гареме, принимали весьма строгие меры, не допускавшие возможности проникновения посторонних в это святая святынь султанского дворца. До поры до времени, именно евнухи были людьми, которые могли бы хоть что-то рассказать о гареме. Однако евнухи этого не делали и уносили свои тайны в могилу. Особые предосторожности принимались и при фиксировании всего того, что касалось хозяйственных дел, связанных с жизнью гарема. К примеру, имена наложниц почти никогда в этих документах не упоминались. Лишь при обнародовании султанского указа о создании того или иного благотворительного фонда, могли упоминаться имена наложниц, которых султан назначал так сказать председателями правления этих фондов.
...Так, что документов, проливавших свет на жизнь султанского гарема, имелось крайне мало. Лишь после низложения в 1908 году султана Абдулхамида II, в гарем стали допускать посторонних людей. Однако и их заметок оказалось не достаточно для полного снятия завесы с тайн, касавшихся гарема. Что же касается заметок, написанных до 1909 года, то вряд ли их можно считать чем то, достоверным, ибо авторы заметок были вынуждены довольствоваться лишь слухами, при чем, часто весьма не вероятными.
Не осталось естественно никаких изображений наложниц. Историки располагают лишь заметками некоторых супруг западных послов. Так, что подлинность, имеющихся в музее Топкапы изображений султанских наложниц весьма сомнительна.
...До поры до времени султанский дворец, окруженный высокими стенами, тщательно охранялся. Ещё в большей степени охранялся гарем. Сюда было практически невозможно проникнуть. Охрану гарема осуществляли евнухи. Придворные не могли смотреть в лица наложниц, если приходилось вести с ними разговор. Собственно придворные даже при всем своем желании не могли этого делать, и разговоры велись лишь из-за занавески. При этом наложницы вельмож на различных праздничных церемониях и свадьбах представали перед султаном с непокрытой головой. Более того даже евнухи при входе в гаремное помещение обязаны были оповещать о своем присутствие громким возгласом «Дэстур».
Тайное проникновение во дворец, не говоря уже о гареме, было делом невозможным. И это при том, что территория дворца «Топкапы» была весьма обширной. Вам может показаться, что султанский гарем был своего рода тюрьмой, однако это было не совсем так.
...Гарем был обособленным помещением, в котором жили наложницы и дети восточных властителей, в том числе и османских султанов. Этим же словом называют и всех жен властителей. Обычные люди никоим образом не могли попасть в эту часть дворца. Собственно, частная жизнь всех членов османского общества была закрытым от чужих глаз феноменом.
...Обычные женщины, выходившие из дома, закрывались паранджой, делавшей ее совершенно неузнаваемой. Однако султанские наложницы покидать пределов дворца не имели права. Гаремы имелись у всех вельмож. Размер гарема зависел от степени зажиточности того или иного вельможи. По сути дела, вся жизнь в османском обществе до 19 – го столетия была полностью частной. До 19 – го века в стране не имелось общественных сооружений. Все вельможи и чиновники жили в своих домах, в которых и вершили государственные дела. Так, государственный совет при султане заседал во дворце – султанском доме.
...Первый известный султанский дворец был построен в Бурсе, которая была столицей османского государства в первой половине 14 – го столетия. Следующей столицей стал город Эдирне. Естественно, что здесь также был построен султанский дворец. Этот дворец использовался еще долго после того, как столицей империи стал Стамбул. Обычно в Эдирне приезжали на отдых. В Стамбуле же первый султанский дворец был построен на месте, где теперь находится Стамбульский университет. Затем, на мысе, обращенном к Мраморному морю, был построен дворец Топкапы. Прежний же дворец стали называть « Старым ».
Наложницы и матери султанов жили в этом дворце еще долгое время. Лишь в 16 – ом веке они переселились в Топкапы. В Старом же дворце долгое время жили гаремы прежних султанов. Дворцовый комплекс Топкапы состоял из множества зданий разной величины. Построены были эти здания в разное время. Разумеется, что помимо Топкапы, в Стамбуле имелось много других дворцов и особняков, принадлежавших султану. Однако главным « домом » султана и его семьи вплоть до почти что середины 19 – го века был дворец Топкапы. В 19 – ом же веке обитатели дворца Топкапы переселились в новые дворцы, построенные на берегу Босфора ( Долмабахче и Йылдыз ).
...Помимо дворцов, у султанов были большие сады в различных районах Стамбула. В садах этих султаны отдыхали и охотились. Во всех этих садах имелись небольшие флигели. Помимо декоративных растений и деревьев в султанских садах выращивались фрукты и овощи. На уход за этими садами, в которых было много фонтанов, бассейнов, в которых водились различные певчие птички, выделялись большие деньги. В конце 15 – го и начале 16 – го столетий в султанских садах держали и диких зверей, в том числе ягуаров, слонов, львов, тигров...
...Гарем в султанском дворце располагался между протокольным помещением и помещением, где жили евнухи – негры. В центре гарема находились апартаменты самого султана и его матери. Вокруг располагались помещения, в которых жили наложницы, сыновья султана. У султанских дочерей собственного жилого помещения не было, что было связано с тем, что после выхода замуж принцессы покидали отчий дом, то есть дворец. Ввиду того, что апартаменты султанской матери находились в центре гарема, она могла контролировать жизнь наложниц и внуков. Так что управительницей гарема, по сути дела, была султанская мать.
В гареме дворца Топкапы имелось двое ворот – каретные и пешеходные ( кушхане ). Через вторые ворота в гарем обычно заносили пищу. Ворота эти охранялись евнухами. Они же и правили гаремной жизнью. Справа от ворот « кушхане » начинался длинный коридор, который вел в султанские апартаменты. Назывался этот коридор « Золотой улицей ». Напротив ворот имелась дверь, которая вела в апартаменты султанской матери. Дверь слева вела в помещения, в которых жили наложницы. Эти двери круглосуточно охранялись евнухами. В определенное время эти двери закрывались, а в определенное – открывались. После наступления вечера евнухи не могли проходить в гарем..
...При упоминании гарема на ум приходят наложницы, бывшие, по сути дела, рабынями. Институт рабства, как известно, появился на заре человечества.
В аббасидский период в Багдаде находился самый крупный на Востоке невольничий рынок.
Более того, Аббасидские халифы взимали дань с некоторых областей не деньгами, а рабами. В соответствии с исламским правом хозяин раба мог использовать последнего, как вещь, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правда, пророк Мухаммед говорил, что рабам надо давать пищу и одежду из того, что имеется в доме, и не подвергать рабов мучениям. Именно поэтому мусульмане хорошо обращались с рабами. Помимо этого, освобождение раба считалось большим благодеянием. Пророк Мухаммед говорил, что мусульманин, отпустивший на волю раба, избавится от кошмаров ада. Именно поэтому османские султаны дарили своим наложницам приданое, даже особняки. Наложницам, отпущенным на волю, также дарились деньги, недвижимость и различные дорогие вещи...
...Самых красивых рабынь в османские времена определяли в гаремы, и прежде всего в султанский, а остальных продавали на невольничих рынках. Бытовал также обычай поднесения султану наложниц визирями, другими вельможами, султанскими сестрами. Девушек в гаремы набирали из числа рабынь, происходивших из разных стран. В 19 – ом веке работорговля в Османской империи была запрещена. Однако после этого представители различных кавказских народов сами стали отдавать девушек в султанский гарем.
Число наложниц в султанском гареме стало увеличиваться с 15 – го века, с правления султана Мехмета Второго Завоевателя. Исходя из этого матерями османских султанов становились наложницы иностранного происхождения. Правила же гаремом, контролировала его жизнь мать султана. Наложницы, рожавшие султанам сыновей, достигали элитного положения.
Естественно, что большая часть наложниц превращалась в обычных служанок. Любимицами султанов, наложницами, с которыми султаны встречались постоянно, становились немногие. О судьбе остальных султаны ничего не ведали. Со временем в султанских гаремах сформировались три группы наложниц. В первую группу входили уже немолодые по меркам тех времен женщины. В две другие группы входили юные наложницы. Последние проходили в гареме обучение. При этом в обучение брали самых умных и красивых девочек, которых учили грамоте, правилам поведения в султанском дворце. Подразумевалось, что девочки из этой группы впоследствии могут стать матерями будущих султанов. Девочек, отбиравшихся во вторую группу, помимо всего, обучали и искусству флирта. Связано это было с тем, что наложниц этих по истечении определенного времени могли выводить из гарема и снова продавать. Ну а в третью группу входили одалиски – самые красивые и самые дорогие наложницы. Девушки из этой группы обслуживали не только султана, но и принцев.
...Наложницам, поступавшим во дворец, прежде всего давали новое имя. Большая часть этих имен была персидского происхождения. Имена давались девушкам исходя из их характера, облика, особенностей. В качестве примеров имен наложниц можем привести Махджемаль ( Луноликая ), Нергизеда ( Девушка, похожая на нарцисс ), Ренгимелек ( Ангелочек ), Чешмирах ( Девушка с красивыми глазами ), Назлыджемаль ( Кокетливая ). Для того, чтобы имена эти знали все в гареме, имя девушки вышивали на ее тюрбане. Естественно, что наложниц обучали турецкому языку. Среди наложниц существовала иерархия, зависевшая от срока пребывания в гареме.
...Одна из особенностей Османской империи – беспрерывная власть одной и той же династии. Бейлик, созданный Осман беем в 12 – ом веке, затем превратился в империю, которая просуществовала до 20 – го века. И все это время османским государством правили представители одной и той же династии. До превращения османского государства в империю его властилели женились на дочерях других туркменских беев или же христианских вельмож и владык. Поначалу такие браки заключались с христианками, а затем – с мусульманками. Так что до 15 – го века у султанов были и законные жены, и наложницы. Однако после усиления могущества османского государства султаны перестали видеть необходимость в заключении браков с иностранными принцессами. С той поры османский род стали продолжать дети рабынь – наложниц.
Среди одной из версий причин перехода османских султанов на жизнь с одними лишь заложницами в Европе называлось нежелание разделить горькую и позорную судьбу султана Баезида Первого. Однако версия эта была далека от истины. В 1402 – ом году при Анкаре состоялась битва, в которой османские войска были разбиты войсками Тимура. Султан Баезид Первый попал в плен. В плен к Тимуру попала и жена Баезида – сербская принцесса Мария, которую Тимур превратил в свою рабыню. В результате Баезид покончил с собой. История эта впервые была описана знаменитым английским драматургом Кристофером Марло в написанной им в 1590 – ом году пьесе « Великий Тимурленг ». Однако какова доля истины в утверждении насчет того, что именно эта история заставила османских султанов перестать брать себе жен, полностью перейдя на наложниц ? Английский профессор Лесли Пирс считает, что отказ от официальных династических браков был связан с явным снижением их политического значения для османских султанов в 15 – ом веке. К тому же традиционная для мусульман гаремная традиция взяла свое. Ведь аббасидские халифы ( также за исключением первых ) тоже были детьми гаремных наложниц.
...Статус наложниц в гареме зависел от степени приближенности к султану. Если наложницам, а тем более самым любимым султаном наложницам - одалискам удавалось родить властителю сына, то статус счастливицы немедленно повышался до уровня султанской женщины. Ну а если сын наложницы в будущем становился еще и султаном, то женщина эта брала в свои руки бразды правления гаремом, а подчас и всем дворцом.
Наложниц, которым не удавалось попасть в милость к султану, то есть в разряд одалисок, выдавали замуж, обеспечивая при этом приданным. Мужьями султанских наложниц по большей части становились высокопоставленные вельможи или их сыновья.
Так, правивший в 18 веке османский властитель Абдуль Хамид I, предложил в жены сыну своего первого визиря одну свою наложницу, бывшую близкой султану с детских лет.
Те, которые не становились одалисками, но в то же время работали в гареме служанками и воспитательницами более юных наложниц, могли покинуть гарем по истечении 9 лет. Однако часто бывало, что наложницы просто не желали покидать привычных стен и оказываться в незнакомых условиях.
...С другой стороны, наложница, желавшая покинуть гарем и выйти замуж до истечения положенных девяти лет, могли обратиться с соответствующим заявлением к своему повелителю, то есть к султану. В основном такие ходатайства удовлетворялись. Причем этим наложницам предоставлялись приданое, и дом за пределами дворца. Наложницам, покидавшим дворец, давались бриллиантовые комплекты, золотые часы, ткани, а также все, что требовалось для обустройства дома. Этим наложницам выплачивалось и регулярное пособие. Означенные женщины пользовались в обществе уважением и назывались дворцовыми.
Из дворцовых архивов мы узнаем, что пенсии выплачивались подчас и детям, скончавшихся бывших наложниц. В общем султаны делали все для того, чтобы их бывшие наложницы не испытывали материальных трудностей.