Найти тему
Content.Guru

Как продумать грамотную структуру разделов и категорий

Оглавление

Согласно исследованию Миссурийского университета, среднестатистический пользователь тратит на просмотр меню всего 6,44 секунды. За это время он подсознательно оценивает удобство навигации. Если меню будет запутано, пользователь может уйти к конкурентам. Поэтому структура разделов и категорий должна быть простой, логичной, грамотной. Мы расскажем, как разработать ее.

Продумать грамотную структуру можно тремя способами.

Способ 1: собрать СЯ и кластеризовать его

При разработке структуры можно ориентироваться на запросы пользователей. Это поможет не только создать грамотную структуру, но и сразу составить семантическое ядро для SEO.

Начните собирать семантическое ядро в сервисе Яндекс.Вордстат. Введите название товаров или услуг, которые будете предлагать на сайте, в строку поиска.

Например, если продаете кожаные сумки, наручные часы и ремни к наручным часам, введите последовательно каждый из трех запросов. Если собираетесь создать блог об интернет-маркетинге, введите в сервис основную тему — «интернет-маркетинг».

Система покажет запросы пользователей и их число. Самый верхний запрос используйте в качестве названия раздела, например, запрос «наручные часы» для названия категории в интернет-магазине.

Главное ключевое слово в именительном падеже вполне подходит, чтобы назвать раздел
Главное ключевое слово в именительном падеже вполне подходит, чтобы назвать раздел

Поисковые запросы помогут и в составлении подразделов — дополнительных категорий в разделах, которые обеспечивают легкую навигацию на сайте. Подразделы и подкатегории используют почти все многостраничные сайты.

Пример раздела и подразделов на сайте АО «Газпромбанк»
Пример раздела и подразделов на сайте АО «Газпромбанк»

Чтобы составить структуру подразделов, посмотрите выдачу в левом столбце — запросы с введенным вами словом. Там будут показаны более длинные запросы с дополнительными словами. Для подразделов подойдут запросы с уточнением характеристик или видов товаров, услуг, тем.

Например, слова «электронные» при запросе «наручные часы» можно использовать в качестве названия подраздела. Дополнительные слова «купить» и «цены» не подходят, потому что они не уточняют характеристик или вида товара.
Например, слова «электронные» при запросе «наручные часы» можно использовать в качестве названия подраздела. Дополнительные слова «купить» и «цены» не подходят, потому что они не уточняют характеристик или вида товара.

В разделе «наручные часы» можно создать подразделы «электронные» и «механические» или «мужские» и «женские»

Чтобы ускорить работу, соберите семантическое ядро и кластеризуйте его, то есть разбейте на отдельные группы: на информационные и коммерческие запросы, на общие и с уточнениями. Каждый кластер можно использовать для структуры — например, общий кластер с запросами типа «проектирование зданий» — для раздела, кластеры «проектирование жилых зданий», «проектирование производственных зданий» и «проектирование общественных зданий» — для подразделов.

Читайте также: Как писать текст для разделов и категорий

Собирать семантическое ядро и кластеризовать его можно вручную, но это отнимет время. Лучше автоматизировать работу, используя специальные сервисы. Например:

  • «Словоеб» — десктоп-программа для парсинга ключевых слов из Яндекс.Вордстат с бесплатной и платной версией
  • Key Collector — платная декстоп-программа для сбора семантического ядра
  • «Топвизор» — платный онлайн-сервис с бесплатным периодом для кластеризации
  • Rush Analytics — онлайн-сервис для сбора и кластеризации семантического ядра, с платными и бесплатным тарифом
Пример простейшей структуры на основе выдачи Яндекс.Вордстат
Пример простейшей структуры на основе выдачи Яндекс.Вордстат

Способ 2: проанализировать конкурентов

Можно не составлять структуру самому, а подсмотреть ее у конкурентов. Для поиска сайтов по вашей тематике введите главное ключевое слово в поисковик или используйте сервисы:

Ту структуру, которая вам понравится, можно использовать на своем сайте. Но лучше немного доработать ее — например, изменить названия подразделов. Это убережет от возможных разбирательств.

Пример структуры от Lamoda.ru, на которую можно ориентироваться при создании интернет-магазина одежды и обуви
Пример структуры от Lamoda.ru, на которую можно ориентироваться при создании интернет-магазина одежды и обуви

Способ 3: включить логику

Дмитрий Шахов, SEO-блогер, заявил в интервью, что 7 из 10 проектов можно вывести на 80% возможного поискового трафика без помощи оптимизаторов. Он считает, что разработать структуру можно самостоятельно с нуля.

Чтобы продумать грамотную структуру категорий и разделов, используйте характеристики или виды группы товаров или услуг, представленных в разделе. Создайте подраздел для каждой характеристики или вида товара либо услуги. Например, разделите:

  • Категорию с насосами для воды на погружные и поверхностные, электрические и жидкотопливные, для чистой, загрязненной воды или жидкости средней степени загрязнения
  • Категорию с мобильными телефонами на бренды Apple, Samsung, Nokia, Meizu, BQ и другие
  • Раздел с автомобилями на подержанные и новые, иномарки и отечественные, с механической и автоматической коробкой передач
  • Блог о маркетинге на подразделы с материалами о SEO, контекстной рекламе, вирусной рекламе и других инструментах
  • Раздел «строительство дома» на подразделы с описанием проектирования, получения разрешения на строительство, заливки фундамента, возведения «коробки», внешней и внутренней отделки

На что обратить внимание

На логику. Исследование в Гарварде показало, что веб-сайты с нелогичной структурой менее привлекательны для посетителей по сравнению с простыми. Если на сайте нет главного меню, или на главной странице собрано несколько десятков разноплановых блоков, пользователю будет сложно сориентироваться.

Структура должна быть логичной для пользователя, чтобы он мог легко найти нужную страницу: главные товары или услуги должны быть в главном меню, а разбивка товаров и услуг по характеристикам или видам — в подразделах. Например, все виды кроссовок должны быть в разделе «кроссовки» — если часть подразделов будет в категории «обувь», это запутает пользователя.

На уровень вложенности. Чем он больше, тем дольше страница будет индексироваться — об этом написано в рекомендациях Яндекса. Кроме того, пользователь устанет искать страницу с высоким уровнем вложенности и может уйти к конкурентам с более грамотной структурой разделов.

На вид URL. Желательно, чтобы и ссылки на подразделы имели понятную структуру — например, prokat-avto/milan. Такой URL привлекательнее по сравнению с набором цифр и букв и для пользователей, и для поисковой системы — об этом написано в рекомендациях Google.

Нарисуйте структура сайта

Составьте визуальную структуру с помощью таблиц или схемы. Это поможет охватить глазами весь сайт. Вы поймете, как выглядит структура разделов, где в ней есть проблемы и что лучше исправить.

Пример структуры для магазина телефонов и ноутбуков в таблице
Пример структуры для магазина телефонов и ноутбуков в таблице

Чтобы набросать структуру визуально, можно использовать графический редактор, Excel, или листок с ручкой. Есть специальные сервисы, в которых удобно рисовать линейные, древовидные и другие структуры:

  • XMind — сервис для составления интеллект-карт, диаграмм, таблиц
  • Draw.io — сервис для составления простых схем
  • Visio — продукт Microsoft для работы со схемами, планами, диаграммами
Так можно визуально оформить структуру в Draw.io
Так можно визуально оформить структуру в Draw.io

Подведем итоги

  • Чтобы разработать структуру, можно собрать и кластеризовать СЯ, проанализировать конкурентов или «включить логику»
  • Структура разделов и категорий должна быть логичной
  • От высоких уровней вложенности лучше отказаться
  • Желательно привести все ссылки в «человеческий» вид

Автор: Дарья Сопина

Больше полезных материалов → ru.content.guru

-8