Найти тему

О великих стройках путинской России

С какой стороны ни посмотри, но не воздать должное Владимиру #Путин­у нельзя. Он исключительный «везунчик», и это – благо. Именно при нём России удивительно, фантастически повезло. Внешнеторговая конъюнктура широко улыбнулась нефтезависимой сверхдержаве, и мировые #цены на #нефть выросли с 28,5 долл./барр. в 2000 году до 102 долл./барр. в среднем за 2010–2014 годы. И даже сейчас, несмотря ни на что они более чем вдвое выше средних значений 18-летней давности.

А если учесть сопоставимое удорожание газа, металлов, другого сырья, то невозможно не признать: Россия получила колоссальный бонус от мировых рынков. Его было вполне достаточно, чтобы превратить страну если не в очередной #Китай, то хотя бы в новые Эмираты, заложив основы для экономического подъёма на несколько десятилетий вперёд.

Но что же реально было построено благодаря шальным нефтяным деньгам?

Распространённый ответ ничего – грубая ошибка и крупная натяжка. В Сети немало бродит списков промышленных предприятий, аграрных комплексов, инфраструктурных объектов и многого прочего, построенного в России при Владимире Путине. Некоторые из них можно увидеть вот на такой карте.

-2

Это не самый полный перечень, есть и более пространные. На популярных в некоторых кругах РуЭксперте имеется большой список путинских строек.

Правда, по многим свежим проектам информация, мягко говоря, устарела. Например, строительство Калининградского автокластера де-факто заморожено до лучших времён, а действующее производство работает на треть от возможного. Китайская компания Lifan, изначально планировавшая начать полноценный выпуск автомобилей на заводе в Липецкой области в прошлом году и построить для этого новый завод, теперь ограничится небольшим сборочным цехом. И такие корректировки за пределами сырьевого сектора встречаются сплошь и рядом. Обрабатывающая #промышленность чувствует себя золушкой.

Да и у сырьевиков не всё гладко. «Газпром», крупнейшая монополия страны, за все эти годы построила или всё ещё строит несколько впечатляющих трубопроводов, но в то же время добыла в 2017 году газа меньше, чем в 1999-м: 472 млрд м3против 545 млрд м3. «Роснефть», которая собрала все возможные нефтяные активы, от ЮКОСа до «Итеры», купила в 2013 году ТНК-ВР за 55 млрд долл., но сама сейчас оценивается лишь около 53 млрд долл. И если продолжить речь о госкомпаниях, то ВЭБ, главный «институт развития», — всё ещё потенциальный банкрот, а «Ростехнологии» — ничто без военных заказов, истощающих бюджет.

Вернёмся к стройкам, однако. Транспортная инфраструктура в России развивается, но черепашьими темпами. Например автодорог в 2017 году строилось 2,4 тыс. км в год — почти в 3 раза меньше, чем в 2000-м., а в 2014-2016 гг. эти показатели были ещё ниже. Высокоскоростные железнодорожные магистрали по большей части остаются бумажными проектами. Развиваются разве что трубопроводы, порты, а также прочие объекты экспортной инфраструктуры. И несколько реализованных мегастроек, от сочинских олимпийских объектов до стадионов к ЧМ-2018, служат памятниками расточительства прекрасной эпохи.

По сути, великие путинские стройки последних 18 лет либо обслуживали потребности сырьевых экспортёров, либо удовлетворяли амбиции высшего руководства страны. В том числе – оружейные: российский ВПК получил более триллиона долларов, на которые изготовил красивые макеты и снял впечатляющие мультики. Во всём остальном огромный конъюнктурный бонус ушёл, как вода в песок.

Почему же России так не повезло при самом везучем со времён Л.И.Брежнева главе государства?