Отвлекусь от цикла о жизни юных юристов и перейду к жизни малых предпринимателей.
Вдруг, вы решили подвизаться на ниве предпринимательства и разбогатеть посредством совершения коммерческих операций. Для этого необходимо зарегистрировать свое предприятие в установленном законом порядке.
На территории РФ заниматься бизнесом возможно либо посредством создания юридического лица, либо посредством регистрации себя любимого в качестве индивидуального предпринимателя.
Плавно разберем отличия:
ИП- это физическое лицо, которое зарегистрировалось в налоговой инспекции в таком качестве и осуществляет предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение прибыли.
Юридическое лицо- организация, имеющая свое обособленное имущество, запись о создании которой внесена в Единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, ИП это человек, получивший соответствующий статус в налоговой для ведения предпринимательской деятельности, а юридическое лицо это организация, которая также зарегистрирована в налоговой и имеющая обособленное (от физического лица) имущество.
При выборе организационно- правовой формы для вашего бизнеса необходимо учесть следующие нюансы:
Для ИП:
проще отчетность, меньше пакет документов, который необходимо собрать для регистрации, есть возможность работать по патенту (купил патент у государства и свободен).
НО! ИП отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Т.е., если вы встреваете на деньги, то ваш любимый Хёндай Солярис могут у вас отобрать за долги. Как и иное имущество, которое принадлежит вам по документам.
Для регистрации ИП нужны следующие документы:
-заявление о регистрации, заполненное по форме Р21001, есть в интернетах.
-квитанция об оплате государственной пошлины (800 рублей), её же можно сформировать через специальный сервис на сайте налоговой (https://service.nalog.ru/gp2.do)
Юридические лица, в свою очередь, можно разделить на коммерческие и некоммерческие.
Для коммерческих основная цель- получение прибыли от деятельности, у некоммерческих цели иные, и они в рассматриваемом вопросе нам неинтересны.
Коммерческие юрлица существуют в родной природе в виде:
Полных товариществ
Товариществ на вере
КФХ (крестьянско- фермерских хозяйств)
Обществ с ограниченной ответственностью
Акционерных обществ
Производственных кооперативов.
Далее препарируем самого часто встречающегося зверя в правовых джунглях - Общество с ограниченной ответственностью.
В соответствии со статьей 87 Гражданского кодекса РФ:
Обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Выуживаем отсюда самое важное:
Есть уставный капитал (минимум- 10 т.р.)
Он может быть разделен на доли между несколькими участниками (а могут и 100% принадлежать единственному участнику)
Учредители не отвечают по обязательствам ООО.
Последнее самое важное.
Если вдруг так случилось, что вы владеете долей в ООО, и оно не смогло, например, выполнить работу в рамках заключенного договора, то ваш драгоценный Солярис отжать не смогут (это в теории, на практике, бывает, что и могут).
Но для малого бизнеса такие риски невелики.
Ответственность в пределах доли в уставном капитале вещь безусловно приятная и полезная.
Более того, если вы, будете работать по упрощенной системе налогообложения, то сложностей с отчетностью также не возникнет. ( можно платить 6% со всех доходов ООО, а можно 15% по системе "доходы-расходы").
Помимо этого долю в уставном капитале ООО можно с легкостью:
-продать
-подарить
-передать в доверительное управление (привет членам Правительства РФ!)
-заложить
Если, вы решите устроиться на работу, которая запрещает совмещение с коммерческой деятельностью (опять привет членам Правительства), то вы можете продать свой бизнес папе/бабушке/ верному другу.
Если вы решили привлечь инвестиции, то в обмен на них можете ввести инвестора в состав учредителей.
Таким образом, путем незначительного увеличения трудозатрат (по сравению с регистрацией ИП) мы получаем более гибкий инструмент, т.к. со статусом ИП этих манипуляций не провернуть.
На взгляд автора ООО является наиболее оптимальной формой жизни для обстряпывания
разных делишек и зарабатывания денег с точки зрения баланса между трудозатратами по регистрации и получаемой свободы действий с долями в уставном капитале.
Для регистрации ООО вам понадобится предоставить в налоговую следующие документы:
-Решение о создании ООО, если вы единственный учредитель, или Протокол общего собрания учредителей, если вас несколько
-Устав
-Заявление о регистрации по форме Р11001
-Квитанция об оплате государственной пошлины (4000 рублей)
-Учредительный договор (если учредителей несколько)
-Гарантийное письмо о предоставлении вам помещения и заключении договора аренды (для подтверждения юридического адреса). Если регистрируете ООО по месту прописки директора могут попросить предоставить свидетельство о праве собственности на квартиру/согласие совместно проживающих лиц, но я в практике с этим практически не сталкивался.
Шаблоны и бланки всего этого также есть в интернете, пакет документов заполнить самому более чем реально, даже делая это впервые.
Самое проблемное на мой взгляд- заполнение формы Р11001.
Чтобы упростить процесс рекомендую воспользоваться "Программой подготовки документов для регистрации", она бесплатная, удобная в использовании, плюс напомнит, что вы пропустили те или иные места в заявлении, найти можно на официальном сайте https://www.gnivc.ru/software/software_ul_fl/registration/.
Срок регистрации ООО- 3 рабочих дня с момента подачи документов.
После успешной регистрации- открывайте расчетный счет, и можете смело, но осмотрительно начинать дело!