Новый спорткар в модельном ряду Toyota появляется не так часто. Даже не так. Выход спорткара от Toyota – это всегда событие. И вот, свершилось, точнее, почти свершилось. Только что на Женевском автосалоне компания показала предсерийную версию спортивного купе Supra – GR Supra Racing Concept. Это значит, что серийная модель появится совсем скоро.
Почему мы ее так ждали
Думаю, нет нужды говорить, что Supra – особенно, предыдущей генерации, A80 или MkIV, выпускавшаяся с 1993 по 2002 годы, стала культовой для всех нас, молодежи двухтысячных годов.
Такие машины «жгли» в Gran Turismo, Need For Speed: Underground и Fast and Furious. Они были объектами смутного, взрывного вожделения. Что-среднее то между увлечением экзотической религией и неостановимой тягой к пышнотелой кинозвезде в крошечном купальнике. И неважно, что в том самом фильме была показана самая слабая с точки зрения управляемости Supra с кузовом «тарга».
С 2002 года, когда с конвейера сошла последняя Supra MkIV, минуло 16 лет. У многих из нас уже выросли дети, которые уже тоже играют в компьютерные игры. Будут ли они мечтать о новой Toyota Supra?
На этот счет у меня есть определенные сомнения, учитывая рост популярности отбивающих любовь к автомобилям Youtube-блогеров и каршеринговых сервисов. Но не будем углубляться в несущественные подробности. Давайте вспомним, чем так примечательно имя Supra, и почему новая модель столь ожидаема.
История вопроса
Впервые имя Supra появилось в модельном ряду Toyota в 1978 году. Celica Supra стала прямым наследником первого спорткара марки, Toyota 2000GT. Прежде всего, по двигателю – двухлитровой рядной шестерке М-серии, продержавшейся на конвейере около трех десятков лет – c 60-ых по 90-ые годы.
На 2000GT стоял 115-сильный двигатель 2М, позже 150-сильный 3М. На первой Supra, также известной как Celica XX или Celica Supra, стоял его обновленный вариант 4М-Е, выдающий при объеме 2.6 л «целых» 125 л.с. Как вы уже догадались, автомобиль первого поколения представлял собой более спортивный вариант купе Celica. Первая Supra была заднеприводной, и эта черта сохранилась и по сей день.
Второе поколение А60 появилось в 1982 году, и также было создано на базе Celica, отличаясь от нее прежде всего дизайном передка с выдвижными фарами, а также некоторое изменение длины и колесной базы, позволившее вместить под капот не только младшие двухлитровые моторы, но и все ту же рядную шестерку – один из моторов серии 4М-Е, или его 2.8 литрового наследника, 145-сильного 5М-Е с двумя распредвалами в головке блока.
С годами мощность двигателя была доведена до 178 л.с. Но главным «нюансом» было то, что в разработке Supra второго поколения участвовали специалисты компании Lotus. На тот момент японцы были главными акционерами британской компании, и черпали гоночные технологии большим самурайским половником.
Автомобиль комплектовался пятиступенчатой МКПП и двумя типами четырехдиапазонной трансмиссии.
Полностью независимая подвеска была доработана специалистами Lotus. Сотрудничество с британской маркой было обоюдовыгодным – например, Lotus Excel получил от Supra MkII целый ряд компонентов, в частности, МКПП W58, приводные валы, задний дифференциал, колесные диски, и даже дверные ручки.
Представленное в 1986 году третье поколение Supra (A70) окончательно разорвало все связи с Celica. Supra стала полностью самостоятельной моделью, получив также турбированный трехлитровый двигатель 7М-GTE мощностью в 230 л.с. Атмосферная версия наследника мотора шестидесятых годов на тот момент выдавала уже 200 л.с. Была и 210-сильная «твин-турбовая» версия на базе двигателя 1G-GTEU для японского рынка (меньший объем был обусловлен налоговыми льготами). Под конец выпуска в Японии на А70 ставили уже 1JZ-GTE – 2.5 литра, две установленные последовательно турбины, 276 л.с.
Автомобиль третьего поколения был настоящей звездой японских автогонок во всех возможных дисциплинах – от JTCC до ралли.
Полностью новый автомобиль четвертого поколения появился в 1993 году. Спорткупе с гигантским антикрылом на двери задка оснащалось трехлитровыми рядными шестерками серии 2JZ – 220-сильным GE и 276-сильным GTE с двумя последовательными турбинами. Мощность экспортных версий позже была увеличена до 320 л.с.
Несмотря на наличие аирбегов, противобуксовочной системы, больших тормозов и колес, автомобиль похудел примерно на 90 кг и достиг полной массы в 1460 кг (у атмосферника, и 1560 у турбо-версии). Развесовка перед-зад у атмосферника была 51/49, у «турбо» 53/47. На выбор предлагалась либо автоматическая трансмиссия, либо шестиступенчатая «ручка» V160/V161, она же – Getrag 233, устанавливавшаяся в стоке не только на «турбовую» Supra, но и на самый мощный Nissan Skyline R34.
Автомобиль отличался безупречной управляемостью и зацепом, а также превосходной динамикой и тормозами. Установленный им рекорд по тормозному пути со скорости 113 км.ч. в 45 м был побит только в 2004 году – и не кем-нибудь, а Porsche Carrera GT, показавшим результат 44 м.
Внешний вид и габариты
Новый автомобиль получил все пропорции предшественника — в гипертрофированном виде. Дальше я буду приводить технические данные, «утекшие» незадолго до Женевского автосалона в сеть из одного из японских журналов. При длине 4380 мм, ширине 1855 и высоте 1290 мм, автомобиль пятого поколения стал немного короче и шире предыдущей модели. Масса при этом ожидаемо практически не увеличилась — 1496 кг. Развесовка, предполагается, 50 на 50.
Что касается внешности. Дизайн новой Supra был загадкой для журналистов всего мира. Когда покрывало было снято, стало очевидно, что все это время он был на видном месте – серийный автомобиль очень похож на представленный в 2014 году концепт-кар FT-1. Отличия, конечно же, есть – они в бамперах, фарах и тд– вместе с тем, на предсерийной машине они выглядят круче, даже если «скинуть» с нее обвес.
Большое заднее крыло – часть легенды – стало еще больше, очевидно, на серийной машине оно будет не таким.
Передний и задний бампер прототипа сделаны из композитного материала, равно как развитый передний сплиттер, задний диффузор, боковые юбки, капот с вентиляционными каналами и то самое антикрыло.
Поскольку перед нами автомобиль для гонок, то переднее и боковые стекла тут сделаны из пластика для экономии веса.
Подвеска по сравнению со стоком тут занижена, но инженеры подчеркивают, что в ней используются стоковые компоненты. Кованые колесные диски BBS имеют гоночный крепеж с центральной гайкой.
Через диски просвечивают тормозные суппорты и тормозные диски Brembo Racing.
Интерьер
По дизайну салона гоночного концепта невозможно составить образ серийного интерьера — тут ничего нет.
Гоночного кресла OMP, каркаса безопасности, системы пожаротушения и быстросъемного гоночного рулевого колеса, конечно же, мы на серийной машине не увидим, равно как и лаконичной гоночной панели приборов.
Отделанные карбоном двери тоже не похожи на серийные. Вместе с тем, обращает на себя внимание, что данный автомобиль не просто концепт для выставки, а готовый гоночный автомобиль со всеми необходимыми атрибутами. Все в рамках идеологии спортивного бренда Gazoo Racing, который для Toyota то же самое, что AMG для Mercedes-Benz.
Платформа
Не секрет, что с 2011 года Toyota тесно сотрудничает с BMW. Начиналось это сотрудничество под условным названием «Шелковый путь» с технологий водородных топливных элементов, затем продолжилось в области дизельных двигателей. Новая Supra – еще один плод этой коллаборации.
Если вы слышите это в первый раз, это прозвучит непривычно, но я должен это сказать: Supra построена на единой агрегатной базе с новой BMW Z4. Но было бы некорректно называть Supra перелицованной Z4 – просто потому, что это не так.
Истина, как водится, где-то посередине. Основной идеей данной коллаборации для BMW было получить новую и относительно недорогую платформу, а для Toyota – заручиться партнерством по двигателям и трансмиссии для новой модели. Обе компании в результате получили возможность неплохо сэкономить, что, в отношении нишевых имиджевых моделей с условно ограниченным спросом и дорогой разработкой весьма на руку всем.
Потребитель тоже не остался в накладе, ведь он получил то, о чем мечтал. Подробнее об этом – в следующем блоке.
Двигатели и трансмиссия
Как мы хорошо помним, лучшими из двигателей стоявших на Supra всегда были битурбированные рядные шестерки. Трехлитровый 2JZ-GTE с двумя последовательными турбинами, выдающий, в зависимости от рынка, от 276 до 320 л.с. до сих пор пользуется устойчивым спросом среди энтузиастов тюнинга благодаря заложенному в нему ресурсу. Даже на стоковых комплектующих можно было безболезненно удвоить мощность мотора просто за счет другой турбины. Немецкой на самой культовой Supra Mk4 JZA70A (-R) была только коробка передач Getrag.
Но в случае с новой Supra в Toyota пошли другим, «шелковым» путем, соединившим Восток и Запад.
Подчеркну, что спецификации новой Supra еще не объявлены официально, но предполагается, что под капотом пропишутся два бензиновых двигателя разработки BMW: 248-сильная двухлитровая турбочетверка серии B48, и 335-сильная рядная турбошестерка B58 с двойным наддувом. Оба двигателя, вероятно, будут агрегатироваться только с восьмиступенчатым гидротрансформаторным автоматом ZF-8HP. Разгон «топовой» версии даже с автоматом составит внушительные 3.8 секунды.
Других подробностей о техническом устройстве Supra мне найти не удалось, но они, несомненно, будут занятными – тут наверняка будут и электронные помощники, и так или иначе блокируемый дифференциал, и лонч-контрол и много чего еще, по чему мы будем пускать слюньки.
По неофициальным данным, производством узлов для Z4 и Supra будет заниматься компания Magna Steyr.
Главная разница между Z4 и Supra
С одной стороны, тот факт, что, в отличие от BMW, японцы вроде бы предлагают этот автомобиль с механикой, выглядит довольно неожиданно. Но тут нужно учитывать два момента: во-первых, официальные спецификации пока не объявлены. Во-вторых, основными покупателями новой Supra станут американцы, которые предпочитают нормальную трансмиссию сатанинскому «стику». На прошлой «супре», напомню, это была четырехдиапазонная АКПП.
К тому же, в Toyota недвусмысленно (в том числе – этим гоночным концептом с огромной цифрой 90 на борту) намекают, что Supra более спортивный аппарат, чем родственный Z4, называя его конкурентом немецким спорт-купе (судя по габаритам, речь как минимум о 718 Cayman).
Другими словами, несмотря на общий набор компонентов, у этих автомобилей отличается не только тип кузова (Z4 – родстер, а Supra – купе), но и философия. Toyota, похоже, представит не просто «гранд-турер», а GT с ярко выраженным спортивным уклоном. Во всяком случае, в топовой спецификации.
Стоит ли мечтать о новой Toyota Supra?
Можно подвести итог. Новая Supra – это не реплика и не прямая эволюция прошлой модели. Прошло слишком много времени. Мир изменился. Он стал глобальным. Потребители нынче избалованы, словно панды в зоопарке.
Никому больше не нужен аскетичный, ультимативный спортивный автомобиль, не дающий водителю права на ошибку. Точнее, тем, кому нужны такие машины, проще и дешевле пойти на «вторичку» и «закорчевать» что-нибудь «старое, доброе, легендарное».
Для тех, кто живет в ногу со временем, но до сих пор помнит лучшие моменты «Форсажа» и свои безумные «пролеты» в NFS, будет новая Supra, которая по всем показателям лучше предыдущей. Более комфортабельная, быстрая, безопасная, эффектная. Вызывающая желание прокатиться на ней не в компьютерном симуляторе, а где-нибудь на кольцевой трассе или безлюдном горном серпантине. Или просто никуда не ехать.
Если бы все легендарные имена возвращались подобным образом…
P.S. Кстати, ваш ребенок сможет прокатиться на Supra раньше вас –уже через месяц выйдет новая версия игры Gran Turismo Sport, в которой будет представлен этот самый GR Supra Racing Concept, который вы видите на моих фотографиях.