Евгений Дегтярев — журналист
Россия готова к отключению от глобального интернета. Так считает советник президента Герман Клименко. Если западные государства заблокируют нам доступ к своим ресурсам, ничего страшного не произойдет. Проблемы будут только у тех, кто хранит свои данные на иностранных серверах.
Звучит круто. Теперь понятны все эти налоги на Google, пакеты Яровой и блокировки Роскомнадзора. Никто не ущемляет нас в правах, просто готовят к цифровой блокаде. Когда она начнется, пока не ясно, но лучше бы поскорее.
Серьезно, интернет утомил. Роберт Эллиот Кан и Винтон Серф изобрели его во благо человечества, для просвещения, но люди превратили его в какой-то Курский вокзал с бомжами, ограблениями и сифилисом. Даже те, кто приходит в Сеть за знаниями, в итоге либо смотрят смешные картинки, либо покупают героин, либо онанируют на групповушки тайских трансвеститов. Это никуда не годится. Лавочку пора закрывать.
И не говорите, что так нельзя, что порок — осознанный выбор каждого и что без интернета мы снова станем обезьянами. Даже те вещи, которые появились благодаря Сети и которые кажутся безусловными благами, наносят всем нам непоправимый вред.
К примеру, электронная почта. Один из самых полезных деловых инструментов, сохраняющих миллиарды деревьев и здоровье почтальонов. Но в то же время электронка делает нас зависимыми.
Игрок сует монетку в автомат и дергает “бандита” за его единственную руку в надежде получить целую кучу монеток. Иногда это срабатывает, но чаще — нет. При любом результате игрок сует в автомат новую монетку, надеясь сорвать куш или хотя бы отыграться. Постепенно желание дернуть рычаг судьбы становится подсознательным.
В автоматы ты, может быть, никогда и не играл, но вот почту точно обновляешь каждые 20 минут, потому что ждешь новостную рассылку, скидку на ASOS, штраф ГИБДД. Так что ты — наркоман, дружище. Бабки у подъезда правы. И не надо рассказывать, что электронная почта — для динозавров.
Лента Instagram и “личка” в FB еще крепче держат тебя за яйца. Социальные сети хуже, потому что провоцируют не только зависимость, но и депрессию. Рассматривая лица счастливых людей в ленте, ты вряд ли думаешь: “Вот какие молодцы! Достигли успеха и не стесняются делиться своим счастьем со всеми нами!” Скорее всего, ты ноешь: “Господи, если завтра я, больной/нищий/убогий урод, умру, никто даже не заметит. Ненавижу вас всех, суки!”
И ты не одинок в своих мрачных мыслях. Десятки клинических исследований доказали, что постоянное зависание в социальных сетях снижает общую удовлетворенность жизнью. Главное, что в интернете нет счастливых и несчастливых, здесь все считают себя героями той самой песни Radiohead и желают всем остальным расплавиться в карборановой кислоте.
Но это еще не все, чем ежедневно снабжает нас Сеть. Вишенкой на торте является неконтролируемая злость. Анонимность дает возможность публично смешивать с дерьмом всех без разбора. Не нравится кто-то в Twitter? Назови его х**сосом и наслаждайся безнаказанностью.
А где честь, где достоинство? Где то, что отличает нас от кидающихся друг в друга какашками мартышек? В Средние века за такое поведение поднимали на дыбу, в XIX веке вызывали на дуэль, в XX могли поставить к стене и нашпиговать свинцом. Но потом пришел интернет — и низверг нравственность. Хорошо, что некоторых негодяев удается поймать и посадить в сырую тюрягу к озлобленным туберкулезным зэкам.
Есть поверье, что до появления виски Ирландия была прогрессивным государством, которым правили просвещенные технократы и в котором даже не били женщин. Но все изменилось, как только ученые откупорили первую бутылку адского пойла.
То же самое можно сказать о России. До появления интернета она была прекраснейшим из мест, жители не были расистами, сексистами, мизантропами и идиотами, зависимыми от постыдных удовольствий и жалких привычек. Но я верю, что у нас еще есть шанс. Так что дергайте за свой шнур, товарищи интернетчики. Начинайте обряд цифрового экзорцизма и вырывайте поскорее раскаленными клещами из нас эту бесовщину. Так победим.