Найти в Дзене
другое кино

25 лучших фильмов 21-го века сделанных женщинами-режиссерами

Пожалуй, желание выделить женщин-режиссеров в отдельный список выглядит несколько сексистским. Однако, в самом деле, женщины этой професии довольно слабо знакомы широкому кругу зрителей, несмотря на то, что создают все больше и больше важных и волнующих фильмов.

Проиллюстрируем: попросите кого-нибудь назвать десять режиссеров. Если респондент справится с заданием - то велики шансы, что в списке будут преобладать мужчины. Спросите себя - сможете ли назвать пять женщин-режиссеров? Эта статья поможет вам лучше узнать "женскую" сторону режиссуры авторского кино.

Ни в коем случае это полный список, но перечисленные ниже фильмы принадлежат некоторым из самых интересных кинематографистов, работающих в настоящее время. Наслаждайтесь!

Жажда дождя / Longing for the Rain (2014)

-2

Известный независимый китайский кинорежиссер - документалист Лина Янг (Пожилые люди, Дикая трава), поднимается до статуса мастера авторского кино, со своим художественным дебютом - Жажда дождя. Поставленная в современном Пекине, эта животрепещущая история повествует нам о Фэнг Лей, от природы доброй и неухоженной домохозяйке. Ее мужа нельзя назвать любовником - он скорее отыщет следующий уровень в своей банальной игровой приставке, чем найдет точку G на ее теле - лучшее, что есть в ее серых буднях, это проводить время с дочерью и заботиться о страдающей слабоумием матери.

В данных обстоятельствах Фэнг начинает посещать, временами жестокий, но очень чувственный призрак - любовник. Эти последовательные сцены, полные напряжения и мощи, показывают нам все стороны жизни Фэнг.

В ранних сценах Фэнг посещает призрак ее матери, в ночь ее смерти, охваченный зловещим мрачным светом. Янг со своим кинооператором Вэнг Мин (Воины земли и неба) придали фильму костюмированную и иллюзорную особенность, которая сплетается в непостижимую паутину освещающую эту чувственную сверхъестественную историю.

Как и приходящие на ум "L’avventura" Антониони и "Обманутый" Сигела, "Жажда дождя" оставляет больше вопросов чем ответов, но, как и Фэнг, вы не можете сопротивляться его чарам и не впасть в его объятья.

Уаджда / Wadjda (2012)

-3

Уаджда это выдающийся фильм по множеству причин, по меньшей мере потому, что это освежающая и вдохновляющая история молодой энергичной девушки бунтарки (замечательной Уаад Мохамад) которая живет в пригороде и хочет зеленый велосипед.

Написанный и снятый Хаифой аль-Мансур, Уаджда занимает особое место, среди прочих фильмов, так как это первый фильм, снятый саудовской женщиной и первый фильм, снятый полностью в Саудовской Аравии. Принимая во внимание, что женщина в Саудовской Аравии не может голосовать и водить машину, это немалый подвиг и примечательный фильм.

Уаджда - это решительная и волевая, но в тоже время простодушная, 10 летняя школьница, которая поет на публичных чтениях Корана, осознавая что это поможет ей заработать деньги на покупку велосипеда, о котором она мечтала.

В то время как история Уаджды в некоторой степени заставляет вспомнить работы нео-реалистов, таких как Витторио де Сика (Похититель велосипедов), в ней можно также полюбоваться на подробное и тонко переданное режиссером описание повседневной жизни в Саудовской Аравии. Это место противоречий и чудес, где лицемерие и процветание, гонения и поэзия - все переплетено.

Вместо спокойной и сонной полемики, "Уаджда" предлагает нам подрывной социальный и политический комментарий, который транслируется через очаровательную взрослеющую жемчужину.

17. Преместь / Prevenge (2016)

-4

Наиболее известная по исполнению главной роли и по соавторству сценария в зловещей комедии Бена Уитли "Раз! Два! Три! Умри!" (2012), в "Премести" Элис Лоу выступает в тройном амплуа - в качестве сценариста, режиссера и актрисы. Этот фильм - дерзкий полнометражный режиссерский дебют от Лоу, в котором она, будучи на шестом месяце беременности, исполняет роль главной героини по имени Рут - будущей матери, яро убежденной в том, что ее еще нерожденное дитя заставляет ее убивать непомерное количество людей.

"Преместь" - беспросветно темный и опасный фильм-однодневка, полный элементов черной комедии, искусственной крови и пафоса. Фанаты подобного жанра будут в восторге от изысканного хоррора, действие которого, в частности благодаря видам типичного британского пригорода, разворачивается с ликующей атмосферой смерти.

Есть нечто общее между странным и даже кошмарным "Ребенком Розмари" и исполнением Лоу роли импульсивной, резкой и жестокой Рут. Основательное погружение в чудеса протекающей беременности вкупе с присущими этому периоду предрассудками - это мрачный и вместе с тем оригинальный приступ безумия, который без сомнения соберет вокруг себя фанатов, способных ценить и наслаждаться жанром хоррора, приправленного элементами извращенной комедии.

16. "Тринадцать" / Thirteen (2003)

-5

Кэтрин Хардвик, позже перешедшая к режиссуре ставшего классикой среди фильмов о скейтбординге "Королей Догтауна" (2005) и всем известного блокбастера - вампирской саги "Сумерки" (2008) - совершила свой режиссерский дебют в 2003 году, сняв подростковую драму о проблемах переходного возраста "Тринадцать".

Соавтором сценария Хардвик была ее 14-летняя приемная дочь Никки Рид (Хардвик была спутницей жизни отца Рид с тех пор, как Никки было 4 года; они тесно общались даже после того, как Хардвик и отец Никки разошлись), и в результате сценарий, будучи наполовину автобиографичным, получился аутентичным и живым.

Фильм повествует о прилежной ученице Трейси Фриланд (в исполнении Эван Рейчел Вуд), которая, несмотря на близкие и доверительные отношения с матерью (Холли Хантер), испытывает проблемы в семье. Новая лучшая подруга Трейси, Эви (Никки Рид), впоследствии вовлекает Трейси в разного рода проблемы из-за экспериментов с наркотиками, половых отношений, соблазнения парней и карманных краж денег у незнакомцев ради кутежных походов по магазинам.

Благодаря блестящему актерскому исполнению ролей и уверенной режиссуре Хардвик, "Тринадцать" становится нечто большим, нежели обычный подростковый фильм, каким он изначально может показаться. Это ужасающий и эмоционально импульсивный фильм, который нельзя пропустить.

«Воспитание чувств / An Education 2009

-6

Датский режиссер Лоне Шерфиг, одна из участниц движения «Догма-95» (куда также,как известно, входят ее соотечественники Ларс фон Триер и Томас Винтерберг)впервые заставила говорить о себе после выхода комедии «Итальянский для начинающих» (2000). Присущие ей чувство юмора и романтизм хорошо заметны и вдругих картинах Лоне: «Уилбур хочет покончить с собой» (2002) и «Тоска по дому» (2007).

«Воспитание чувств» - драма о трудностях переходного возраста - самый успешный проект Шерфиг на сегодня. Это касается и каста (в частности, снялись Кэри Маллиган и Эмма Томпсон), и кассовых сборов, и наград (три номинации на «Оскар», премия BAFTA за лучшую женскую роль у Кэри Маллиган, призы на фестивале Сандэнс и проч.

В основе сценария - история британской журналистки Линн Барбер, чьи мемуары адаптировал писатель Ник Хорнби (кстати, одна из оскаровских номинаций была именно за адаптацию). Жила-была пай-девочка Дженни Меллор (Кэри Маллиган) в

Лондоне. На дворе стояли 1960-е годы. Умная, симпатичная и донельзя наивная Дженни спокойно готовилась к поступлению в Оксфорд, пока не познакомилась с очаровательным разгильдяем Дэвидом Голдмэном (Питер Сарсгаард). Его стараниями девушка получает уроки взрослой жизни и любви.

«Фрида / Frida (2002)

-7

Эффектный и визуально насыщенный байопик, снятый Джули Теймор о мексиканской художнице-сюрреалисте, арт-иконе Фриде Кало (Сальма Хайек) и ее муже Диего Ривере (Альфред Молина). Проект стал подвигом для всех его участников. По итогам в тени остались усилия Хайек как продюсера. Несмотря на то, что именно она в течение нескольких лет пыталась добиться завершения фильма, успех полностью

связывают с именем Теймор. Жизнь Кало и Риверы была наполнена цветом, очарованием и болезненной ревностью. История их любви была страстной и дикой. Их творчество, нрав и скандалы создали вокруг художников ореол легендарности.

Теймор известна своими успешными театральными и оперными постановками (в частности, «Король Лев» - один из самых успешных в истории Бродвея мюзиклов, собравший около 6 млрд долларов), а также уникальным режиссерским видением. Для истории Фриды и Диего, выходящей за рамки описания фактов биографий, Теймор смогла найти особенный визуальный язык, создав в итоге мелодраму, выворачивающую душу.

В истории кино есть лишь немного байопиков, которые представляют подлинную и вместе с тем нестандартную манеру повествования, которую так смело и одухотворенно демонстрирует «Фрида»

11. Бабадук / The Babadook 2014

-8

Австралийский режиссер Дженнифер Кент ошеломляюще дебютировала с психологическим фильмом ужасов «Бабадук». Признанный одним из лучших хорроров 2014 года, «Бабадук» превосходит большинство из них тем, что в нем выразительное повествование сочетается с безупречным подходом к визуализации.

«Бабадук» рассказывает ужасающую историю Амелии Ванек (Эсси Дэвис), тревожной вдовы и автора детских книг и ее 6-летнего сына Самуэла (Ноа Вайсмэн). Самуэл говорит Амелии про монстра, который проник в их дом из ужасно страшной детской книжки, неизвестно откуда взявшейся. И, конечно, есть в этой сказке и возможности различной интерпретации определенных поворотов сюжета и деталей, что, в свою очередь, подчеркивает очарование темного неторопливого ужастика.

Кент отзывалась о Бабадуке и его причудливой повседневности, что она «хотела создать миф в домашней обстановке. И даже не смотря на то, что это произошло в некоем странном пригороде где-то в Австралии, это могло произойти где угодно». Фильм уже стал культовым, и многие киноманы с нетерпением предвкушают увидеть следующую работу Кент, какой бы она не оказалась.

10. Что ни день, то неприятности / Trouble every day 2001

-9

Скандальное произведение 2001 года Клер Дени «Что ни день, то неприятности» блестяще и безжалостно соединяет сексуальный аппетит с жаждой плоти. Признанный частью нового французского экстремального кино, этот фильм так же противоречив как и искусно атмосферен и заставляет глубоко задуматься, в то время, как Дениз наслаждается узнаваемыми мотивами фильмов ужасов про ненасыщаемый голод.

Кинокритик Макс Нельсон говорит, что у фильма есть «тот вид публичного самоэкзорцизма, который может сойти с рук режиссеру только один раз за всю карьеру», что, безусловно, является правдой, и, конечно, этот фильм – не для слабонервных.

Две несвязанные сюжетные линии постепенно переплетаются; в одной из них ученый Шейн (Винсент Галло) и его молодая жена Джун (Триша Весси), проводящие свой медовый месяц в Ла Вилль-Люмьер; в другой Лео, доктор (Алекс Дека) и его красавица-жена Кори (Беатрис Даль). Кори, по-видимому, одержима вампирической потребностью крови и неистовым либидо, и это делает ее сексуальную ненасытность неразрывно связанной с жаждой человеческой плоти.

Неужели Шейна постигнет та же участь? Как пересекутся дорожки этих четырех заблудших душ? Ответы поразят и напугают вас в смелой и оригинальной истории нежности и ужаса, созданной Дени.

8. Трудности перевода / Lost in translation (2003)

-10

«Меланхолия – это тема, которая интересует меня больше, чем мои самые глубокие чувства. Во мне и вправду есть какая-то её форма, но я отнюдь не тот тип девушки, что проводит свои дни, печально глядя в окно» София Коппола

Картина-прорыв Копполы, «Трудности перевода», фильм о мировой тоске и отчуждении принёс ей Оскар за лучший оригинальный сценарий. София выросла на съемках фильмов (кто-то не знаком с ее прославленным отцом, Фрэнсисом Форд Копполой?) - так что возможно рост авторского статуса Копполы-младшей, одарённого сценариста и режиссера не так уж удивителен.

Уставшие после перелёта родственные души из «Трудностей перевода» - противоречивая, недавно вышедшая замуж Шарлотта (Скарлетт Йоханссон) и стареющий, всемирно признанный актер Боб Харрис (Билл Мюррей) оба пытаются сориентироваться во взволнованном, лихорадочном и порой сюрреалистическом пейзаже современной Японии.

Время, разделенное ими в стране Восходящего Солнца, обозначилось платоническими открытиями, включающими в себя еду, осмотр достопримечательностей, откровенные разговоры и караоке. Где так хорошо был использован "гимн неучастия" “Just Like Honey” шотландской рок-группы Jesus and Mary Chain’s ?

9. Моей сестре / À ma soeur!, (2001)

-11

Француженка Катрин Брейя сделала блестящую карьеру экстравагантного, ничем не стесняемого провокатора, а кинокартину «Моей сестре» вполне даже можно назвать ее шедевром.

Анаис (Анаис Ребу) – пухленькая двенадцатилетняя девочка, которая несёт тяжесть пресловутого мира на своих деликатных плечах. Она наблюдает за своей распущенной пятнадцатилетней сестрой Еленой (Роксана Мескида) с восхищением и ненавистью. Елена – пятнадцатилетняя красавица, которая намерена сохранить себя для своей первой любви.

Летние каникулы выльются для сестёр в сомнения касательно «великой любви», ребят постарше и - надвигающуюся трагедию. Никаких спойлеров, но Брейя заканчивает фильм безумным катарсисом и сражающей наповал сенсацией, которую вы не сможете забыть никогда, хорошо это или плохо. Истинная и подчеркнуто контрастная картина.

Уважаемые читатели! Нам важна ваша оценка, поэтому продолжение списка (еще 15 позиций) последует, когда эта публикации наберет 50 лайков 👍 . Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые посты. Спасибо!