Найти тему

Спасение утопающих дело рук не только самих утопающих?

Как уберечь детей от ВИЧ? Всего каких-то 20 лет назад какой-нибудь отечественный общественный деятель бодро бы ответил: запретить ему употреблять наркотики! Объяснить, ему, что это – плохо. Более «продвинутый» добавил бы: а еще плохо мальчикам любить мальчиков. И даже девочек – если у них понижена социальная ответственность…

И оба этих деятеля сразу бы заклеймили позором и пригвоздили бы двухсотыми гвоздями к позорному столбу тех специалистов, которые только начали утверждать, что необходимо внедрять программы полового воспитания. В итоге этих специалистов удалось-таки распять, или раз шесть проведя сквозь строй родительской и околоцерковной общественности, которые совсем не по-христиански старались забить их палками и камнями.

В итоге не победили ни наркоманию, ни страсти отдельных граждан (у кого к мальчикам, у кого к девочкам), но опередили Гондурас по распространенности ВИЧ-инфекции и показателям заболеваемости. Словом, битву на поле профилактики прос@али, а своих детей не уберегли. О том, как это происходило, отлично рассказано коллегами - https://spid.center/ru/articles/1833

Успешная профилактика ВИЧ-инфекции основывается на выработке стереотипов безопасного поведения и снижении вреда от уже начатого опасного поведения. Если схематично и применительно к профилактике передачи ВИЧ половым путем:

- не форсируй начало ранней половой жизни;

- если не удалось устоять перед страстью и первой влюбленностью – пользуйся презервативом, ибо у твоего партнера влюбленность может оказаться не первой;

- пользуйся презервативом даже тогда, когда твой друг (подруга) тебе знакомы (эта подростковая болезнь: «я его так хорошо знаю»), но его ВИЧ-статус и вообще состояние здоровья тебе неизвестны;

- всегда пользуйся презервативом при сексуальном контакте с нерегулярным половым партнером (случаи бывают разные).

Можно, конечно, вступая в сексуальные отношения без презерватива, читать молитву… Но толку от этого будет мало, ибо на Бога надейся, но сам-то, дебил, не плошай!

Казалось бы, избитые истины… Для взрослых – но и то не для всех (не все родители, увы, образованы). А еще потому что знание этих аксиом не всегда помогает. Например, в случае насилия. И ребенок прежде всего должен получить навыки того, как избежать насилия, в том числе со стороны добрых взрослых нехороших дедечек.

Это я к тому, что такие навыки невозможно получить без повышения информированности. А повышать эту информированность по таким житейским вопросам, которые по-прежнему не воспринимаются «общественно-активной» и «духовно-ориентированной», немногочисленной, но чрезвычайно активной частью нашего общества, весьма нелегко. В школах говорить «про это» боятся, об особенностях психо-физиологического развития подростков учителя имеют весьма смутное представление, слово «презерватив» до сих пор табуировано. Нынешние родители дико необразованны – им тоже (середина 90-х!) не удалось получить в школе качественные знания, как и их родителям, нынешним бабушкам и дедушкам. Специализированные НКО в стране уничтожены в непримиримой борьбе с иностранными агентами (они же пытаются изменить политику государства в отношении ВИЧ-инфекции!). Хотя, честно сказать, нет в государстве ни политики, ни научно-обоснованной стратегии противодействия эпидемии.

Хотя, нам, конечно, скажут, что профилактика проводится в необходимых объемах и весьма качественно. Например, как в Пензенской области: выезжает «десант» специалистов в район. На лекцию по ВИЧ-инфекции сгоняют оказавшихся под рукой бюджетников и для полноты ощущений везут специалиста в какой-нибудь сельский клуб, в котором собирают бабушек и дедушек. Чтобы украсить заботой о населении какое-нибудь предвыборное мероприятие разного уровня. За это мероприятие отчитываются сразу по меньшей мере три инстанции. Навскидку: Центр медицинской профилактики, администрация района, сельский клуб или дом культуры и, наконец, областной Центр СПИД, который посылал специалиста выполнять работу специалистов больницы района, в котором высадился «десант». Понятно, что объемы заявляемой профилактической работы вовсе не соответствует реальным, не говоря уже о ее КПД.

Качество – это основное требование при проведении профилактической работы. Если взрослые могут послушать специалиста «из вежливости», то подростки – вряд ли, если специалист к работе с подростками не готов и им банально скучно. Поправить ситуацию может, конечно, учитель… Но грамотный специалист никогда не оставит его в аудитории – в присутствии учителя не будут заданы важные для подростков вопросы.

Да и вообще не факт, что в формате лекции эти вопросы вообще будут заданы… Далеко не всегда подростки захотят подойти после лекции к специалисту – стесняются. Выход из этой ситуации есть – сориентировать подростка на посещение специалиста вне учебного заведения. Например, в кабинете врача. Эти кабинеты являются для подростков «кабинетами доверия», а сами специалисты – доверенными врачами. Беда только в том, что «оптимизация здравоохранения» лишила специалистов мотивации и возможностей для индивидуальной работы с подростками.

Лекция – это вообще не та форма работы, которая обеспечивает достижение высокого КПД – ни в плане информированности, ни, тем более, в формировании стереотипов безопасного поведения. Для этого существует иная технология – тренинг, сочетающая в себе элемент игры и классического лекционного обучения.

К сожалению, минули те времена, когда учебным заведениям предлагали провести эти профилактические мероприятия НКО. Сейчас на эту работу где-то не выделяется финансирование (работа в течение двух дней по 6 часов с организацией предоставления раздаточных материалов и питания стоит денег), где-то не осталось НКО, где-то происходит подмена классического тренинга произвольно вырванным из его программы эффектным фрагментом. Настолько же эффектным, насколько и неэффективным.

Еще одно несомненное достоинство качественно проведенного тренинга – это создание команды единомышленников среди подростков, часть из которых могут стать «равными консультантами» и проводить самостоятельную профилактическую работу «на лавочке» со своими сверстниками, делясь полученными знаниями, которых у друзей нет. А к кому подростки прислушиваются наиболее внимательно? Правильно, к своим сверстникам, к лидерам. Но это только в том случае, когда подготовленными подростками продолжают заниматься специалисты, поддерживают их информационно, профессионально. Таким образом эффект профилактической работы многократно усиливается.

Жаль, конечно, что все это безвозвратно потеряно. Хотя… Я вспоминаю ситуацию, когда весьма состоятельный по меркам Пензы человек в конце 90-х годов оплатил такое профилактическое вмешательство для своего сына и его друзей, не дожидаясь, пока это сделает государство. В принципе, если брать стандартную группу в 12-15 человек (желательно 50/50 по половому признаку), то для родителей это становится вовсе не накладно.

Может быть, следует вспомнить принцип «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» и их родственников?