Это написал комдив Доватор в отчаянные осенние дни обороны Москвы, на записке командира 16-й армии, в составе которой воевало соединение Доватора.
«тов. Доватор! На Вас смотрит вся Европа. Есть возможность отличиться. Надеюсь на то, что вы решительным быстрым контрударом с танками на Пешки восстановите положение».
Начало Великой отечественной войны, первые месяцы. Потери Красной армии. Отступления. А кавалерия Доватора проникала в глубокий тыл противника. Уничтожала склады с оружием и боеприпасами. Освобождала пленных. Уничтожала личный состав и технику. В немецких листовках, расклеенных в оккупированных деревнях, за голову Доватора обещали 100 тысяч рейхсмарок. Мстя ему за тот страх, который он наводил на фашистов, они выжгли его родную белорусскую деревню Хотино. Родители и сестра спаслись у партизан.
Лев Михайлович Доватор родился 20 февраля 1903 г. в Витебской области в крестьянской семье. После школы активно включился в комсомольскую жизнь. Призванный в ряды РККА (Красной Армии) служил на разных постах младшего и среднего звена кавалерийских соединений. Война началась для него в госпитале. Его первый бой был в ходе Смоленского сражения. Удерживал переправу через Днепр. Единственный оставшийся на тот момент путь отступления наших войск. Из разрознено отступающих войск он сформировал заслон, удерживающий противника, до вывода советских частей.
Потом битва за Москву. Враг на подступах к столице. Ожесточенные бои за каждую деревню, за каждую высоту. Кавалерийские части Доватора в составе 16-й армии Рокоссовского. Не только внезапными рейдами по тылам врага прославились казаки кавалеристы. В отчаянные минуты битвы за столицу подвиг Панфиловцев свершали на каждом участке сражений.
С 16 ноября 1941 г. кавалерийский полк держал оборону на Волоколамском шоссе. В деревнях занятых противником формировались его моторизованные ударные группы. В деревне Шелудьково батальон пехоты и 31 танк. В Язвище до 40 танков и 50 машин с пехотой. Кавалеристы расположились на подходе деревни Федюково. Мороз был такой, что капать в ледяной земле окопы было не возможно. Для обустройства огневых точек использовали плетни заборов, засыпанные снегом, утрамбованные в землю и облитые водой, превращая их в ледяные норы. Три дня длился бой.
Эскадрон бойцов кавалеристов прикрывал подступы к Волоколамском шоссе в районе деревни Федюково. Западнее деревни на шоссе стояли батарее советской артиллерии. С другой стороны Волоколамки находился весь казачий корпус Доватора. Немцы, предпринимая обходной маневр, хотели выйти в тыл артиллеристам, чтобы открыть себе дорогу на Москву, отрезав советские части от основных сил. Двигался неприятель по замерзшему руслу реки Гряда. Втрое превосходя по численности, штурмовые группы автоматчиков, десятки танков, враг планировал неожиданным ударом смять советские позиции у деревни Федюково. Открыв себе выход на шоссе.
Истощенные казаки трехдневными боями, бес сна и отдыха, пожалели своих лошадей и отпустили, а сами заняли позиции в обледенелой земле.
У кавалеристов была пара ручных пулеметов, карабины, кинжалы, да шашки. Мало гранат, но зато были бутылки с горючей смесью. Приходилось закапываться в снег у самого берега реки, чтобы одним броском, выскочив из сугроба бросить бутылку в проезжающий мимо танк. Попасть надо было на расположенную за башней решетку, прикрывающую вентиляцию двигателя. Одни бойцы отвлекали пехоту, стреляя в нее из карабинов. Другие чудом уворачиваясь от очередей автоматчиков, жгли неприятельские танки, не давая им прорваться к деревне. Первая атака гитлеровцев захлебнулась. Перестроившись они снова двинулись в наступление. Кубанцы брали по две бутылки с горючей смесью. Промах и безоружный перед танком - это верная смерть. Кавалеристы, привыкшие воевать с шашками в руках, учились по ходу боя. Те кто не успевал добежать до танка, кто промахнувшись первой бутылкой не успевал кинуть вторую, кого немцы успевали заметить на подходе, расстреливались, превращаясь в живые факелы. С каждой новой атакой красноармейцев становилось все меньше и меньше. Кто остался в строю, все были ранены, среди них было много обожжённых. Даже тяжелораненые оставались на позициях.
В конце дня, в сумерках, когда наступило затишье, мальчишка разведчик, пролез к линии обороны кавалеристов, но обнаружить живых не сумел. Доложил командиру. Полк казаков в конном строю через Волоколамское шоссе ударили в лоб по фашистам. Темень. Неожиданность. Яростный наскок. Немцы не выдержали атаки и отступили. Казаки кого смогли из товарищей найти нашли, мертвых закопали в снег на опушке.
Боевое донесение № 1.74 22 ч.30 мин. Штаб 50-й кавалерийской дивизии (северо-восточнее Федюково) 19.11.41. 1. До батальона пехоты противника с 31 танком, артиллерией и минометами занимает Шелудьково. До 40 танков и до 50 машин пехотой – Язвище. 2. В 18.00 противник, противник, поддерживаемый танками занял высоту 236,1 и окрайну Федюково, но контратакой 37-го кавполка был выбит, и положение восстановлено. 3. Трофеи – 2 ручных пулемета, 1 миномет. Потери противника…до роты пехоты. Наши потери (по неполным данным) – убиты 36 человек, ранены – 44 чел. Полностью выбыл 4-й эскадрон 37-го кавполка (убиты). В 37-м кавполку осталось 36 человек и 1 станковый пулемет.
Доватор погиб через месяц. Очередной рейдпо тылам врага. Стоя перед боем, изучая позиции противника был убит пулеметной очередью. Звание героя Советского Союза присвоено посмертно.