Найти тему

"Дом-самолет" в Хамовниках по-прежнему нуждается в реставрации

Ценное конструктивистское здание в Хамовниках, получившее название «Дом-самолет» за его крестообразную планировочную форму, долгие годы находится в неудовлетворительном состоянии и нуждается в реставрации. Речь идет о здании Главного павильона Постоянной Всесоюзной Строительной выставки, который находится по адресу: 1-я Фрунзенская ул., д. ЗА, стр.1. Оно являетсяобъектом культурного наследия регионального значения (постановление Правительства Москвы от 17 апреля 2012 г. N2 14З-ПП).

Авторами проекта в разные времена назывались различные архитекторы: А.П. Корбут-Смирнов, братья Веснины, а также архитектор их проектной мастерской С.В. Лященко (имя последнего архитектора ошибочно попало в официальное наименование памятника). Однако архивные источники не подтверждали точно чье-либо авторство. Современные исследования показали, что действительным автором проекта является профессор МВТУ Генрих Маврикиевич Людвиг. По мнению историка архитектуры С.О. Хан-Магомедова, он «вошел в историю становления советской архитектуры как один из самых своеобразных зодчих». Также было установлено, что барельеф на главном фасаде исполнен скульптором И.А. Менделевичем.

Начальный период существования Постоянной Всесоюзной Строительной выставки неотделим от истории Государственного научно-экспериментального института гражданских, промышленных и инженерных сооружений (ГИС). ГИС был создан в 1927 году при Высшем совете народного хозяйства СССР (ВСНХ), по инициативе профессоров, инженеров и студентов Московского высшего технического училища (МВТУ). Институту предстояло быть научно-исследовательским центром по вопросам строительства в СССР.

30 марта 1930 года постановлением Совета Труда и Обороны образован Комитет Всесоюзной Строительной выставки. Целью выставки было «ознакомление с размахом социалистического строительства, обмен техническим опытом, техническая пропаганда по всем вопросам строительной техники, архитектуры, строительных материалов и оборудования». Вплоть до конца 1929 года институт не имел собственных помещений. Лаборатории были разбросаны по Москве, что крайне осложняло его практическую деятельность. В 1928 году предполагалось закрепить за ГИС и Постоянной выставкой участок на Ленинградском шоссе. Но 25 января 1930 года, по решению Президиума Моссовета, ГИС и Постоянная Всесоюзная строительная выставка получили под строительство другой земельный участок площадью 80 га.

С юга-восточной стороны он был ограничен Хамаенической (Фрунзенской) набережной; с северо-западной стороны - улицей Большие Кочки (трассой будущего Комсомольского проспекта); с северо-восточной и юго-западной сторон -линиями будущих 1-й и 2-й Фрунзенеких улиц. На этом участке, очень трудном для строительства, был и выстроен Главный павильон выставки и другие постройки.

В 1936 году было принято решение разместить на территории Постоянной Всесоюзной Строительной выставки еще и художественную выставку «Индустрия социализма». Ее первая экспозиция должна была открыться к двадцатилетию Октябрьской революции. Под выставку советского изобразительного искусства была отдана правая (западная) часть Главного павильона и, примыкающие к этой части, четыре боковых павильона. Устройство экспозиции советского изобразительного искусства и сокращение площади Строительной выставки сопровождалось частичной перепланировкой Главного павильона. В 1937 году была перестроена входная зона. С 1939 года территория выставки стала сокращаться и застраиваться жилыми домами.  После Великой Отечественной войны выставка  возобновила свою деятельность. В 1951 году по проекту архитектора Я.Н. Додица выстроен парадный вход на выставку с Фрунзенекой набережной.

В послевоенные годы выставка была одним из самых известных и посещаемых мест гстолицы. Во как о ней сообщает «Краткий путеводитель по Москве» издания 1954 года сообщает: «Почти против пристани на Фрунзенекой набережной расположена Постоянная Всесоюзная Строительная выставка, существующая почти 25 лет. В ее 14 залах и павильонах, а также на открытой площадке размещено более 8 тысяч экспонатов. На выставке демонстрируются достижения Советского Союза в области строительной техники и промышленности. Она знакомит с индустриальными методами строительства, с новейшими строительными машинами, механизмами и материалами, с лучшими архитектурными проектами ... ». Эту же информацию повторяет «Краткий справочник для приезжающих» в Москву, изданный Министерством коммунального хозяйства в 1956 году.

В том же 1956 году выставка передана Академии строительства и архитектуры СССР, а в 1958 году ПВСВ была объединена с Сельскохозяйственной и Промышленной выставками во Всесоюзную выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ). На рубеже 1950-х - 1960-х годов в Главном павильоне разместились НИИ и КБ Министерства среднего машиностроения. Территория закрытых учреждений была обнесена забором и изолирована от выставки. Малые павильоны оказались отчуждены от Главного павильона и постепенно были почти полностью разобраны. Главный паввильон уцелел, но был многокроатно перестроен. При размещении НИИ и КБ в здании проведена реконструкция, в результате которой осуществлена перепланировка интерьеров, восприятие исторического внутреннего пространства полностью искажено. Во время одного из ремонтов была осуществлена перестройка его входной зоны, уничтожен балкон и застроена колоннада. Утилитарные ремонты существенно снизили эстетическую значимость этого архитектурного памятника.

В течение нескольких последних десятилетий здание Главного павильона имело капитального ремонта и в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии. В 2012-м году в связи с новым строительством были урезаны охранные зоны памятника, что вызывало протесты общественности. Поэтому задача сохранения этого дома не перестает быть актуальной. «Дом-самолет» представляет собой редкий сохранившийся объект архитектуры конструктивизма, дополненный художественно значимым произведением пластического искусства постконструктивизма, и является ценным памятником своей эпохи. Градозащитники и архитектурная общественность неоднократно заявляли о необходимости его срочной реставрации.