Найти тему
Чаечка

Как научиться говорить «нет»

Оглавление

Безотказность и вселенская доброта – отличные качества для идеала, к которому стоит стремиться. Детские сказки учат: нужно оказывать помощь всем и каждому, даже самым отпетым негодяям, и тогда доброта будет вознаграждена подарком в качестве прекрасного принца и полцарства в придачу. Вот только в реальной жизни, если не знать, как научиться говорить «нет», то получается ситуация из произведения Бертольда Брехта: безотказность делает из человека тряпку, о которую ноги вытирают все.

Почему так сложно сказать «нет»?

Вне зависимости от того, насколько добр человек и насколько искренне он хочет помогать другим, причина безотказности у всех людей одна – сказочные представления о себе идеальном. А еще – безумное желание показать всем окружающим, что это представление реально. Проще говоря, общественное мнение решает все, поэтому люди ждут одобрения со стороны себе подобных.

Проблема в том, что на каждого «безотказного» найдется свой «манипулирующий». Если «манипулятор» видит, что именно другой человек выставляет напоказ и какое из своих качеств он ценит больше всего, то понимает, как именно склонить его в своем направлении и на какие «кнопки» нажать, чтобы получить желаемое. Так, например, дети часто манипулируют чувствами родителей, которые слишком пекутся о своем образе «идеальных и всёпонимающих мамы и папы». Стоит только сказать: «Ты – плохая мать!», и можно получить желаемое. Легче всего зацепить за живое, если знать, чем именно человек гордится более всего.

Часто причиной безотказности и слабости людей является уверенность, что именно без их помощи не смогут справиться, мир рухнет, и чувство вины будет мучить их всю оставшуюся жизнь.

Как научиться говорить «нет»?

1. Первое, что нужно сделать, это понять простую вещь: тем, кто никогда не отказывает и готов помочь во всем, даже во вред себе, люди бывают благодарны крайне редко. Поначалу ими восхищаются, но очень скоро такую готовность помочь воспринимают не как жертву или подвиг, а как что-то само собою разумеющееся и как норму. Безотказный человек должен задать себе несколько вопросов: как эти люди справлялись без меня? Что они будут делать, если я уеду или заболею?

Ответ будет прост: люди будут жить и решать свои проблемы, как и решали ранее. В случае отказа – вариант тот же.

2. Понять свой страх. Часто люди боятся сказать «нет» из-за каких-то навязанных комплексов или детских травм. Нужно хорошо подумать и понять: почему я боюсь отказать этому человеку? Что в нем есть такого, что дезориентирует меня и пугает? Не стоит идти на поводу у своей боязни.

3. Отказ от иллюзий о себе. Как уже говорилось, человек создает в своем сознании образ идеального себя и пытается его навязать всем вокруг. Основой любой манипуляции есть угроза «срывания масок», разоблачения. Если человек принимает себя таким, каким есть, и принимает всю правду о «себе любимом», то ним будет крайне тяжело манипулировать и пользоваться.

Отказаться от своих иллюзий – дело болезненное и непростое. Это очень тяжкая борьба, потому что это бой «со своей тенью». Но победа приносит облегчение и силу.

4. Причина. Стоит понять, почему хочется помочь именно этому человеку. Если не из желания получить благодарность или не из жалости, то можно не отказывать. Но если становится понятно, что помощь этому человеку уже привычка, и он сам привык перекладывать свои проблемы со своей «больной» головы на чужую «здоровую», стоит сказать «нет» и не жалеть об отказе.

5. Мелочи. Начинать нужно из отказа в мелочах: вовремя заканчивать разговор по телефону, если он в тягость; не одалживать небольшие суммы людям, которые не возвращают деньги; не покупать что-то у консультантов только потому, что их жаль. На вопрос: «Почему ты отказываешься мне помочь?» можно ответить: «А по какой причине я должен/должна помочь?». Стоит помнить, что никто никому ничем не обязан, и оказывать помощь – это личное и добровольное решение каждого.

6. Готовность. Многие люди, которые привыкли «лезть на голову», могут проявить холодное отношение и презрение. К такому повороту событий нужно быть готовым. Так проверяются друзья и близкие.

7. Приоритеты. Стоит составить свою личную пирамиду приоритетов, и не отклонятся от нее ни на шаг, вспоминать ее каждый раз, когда нужно выбирать между «нет» и «да».

8. Зеркало. Один из главных способов манипуляции – «давление на жалость». Если человек постоянно просит помощи у других, даже в тех случаях, когда может справиться самостоятельно, и пи этом постоянно жалуется на жизнь, то стоит подумать о том, будет ли действенна помощь для него. Когда кто-то начинает «ныть», нужно помнить, что: а) не все так плохо, как «малюют», б) постоянные решения проблем со стороны делает человека неспособным жить самостоятельно. В таких случая используют технику «зеркала». Если кто-то жалуется на тяжесть бренной жизни, стоит начать жаловаться в ответ. Честный человек сам откажется от помощи, манипулятор – разозлится и обидится.

-2

Как правильно говорить «нет»?

1. Эмоции. Не стоит бояться показать свое отношение к той или иной просьбе. Если показать человеку, что его просьба раздражает или обижает, он сам поймет, что это отказ, и не будет далее давить. Нужно говорить от своего имени, использовать такие фразы: «я этого не хочу», «мне это очень неприятно», «мне жаль, но я не могу ничем помочь».

2. Собственно, слово «нет». Не стоит бояться слова «нет», но использовать его нужно в совокупности с объяснениями, почему именно так, а не по-другому. Каждый человек достоит уважения, поэтому нельзя просто бросить «нет» и уйти. Краткое обоснование отказа делает его понятным и не обидным.

3. Совет. Предложенный вариант решения проблемы – уже помощь. Нельзя оставлять человека в безвыходной ситуации, если есть возможность что-то посоветовать.

4. Слушать и слышать. Человека в любом случае стоит выслушать, а потом огласить свою позицию. В таком случае, он будет знать, что сделал все возможное и будет удовлетворен тем, что высказался. Кроме того, ему легче будет понять причину отказа. Нет ничего обиднее ситуации, когда приходится уходить, так и не получив возможности объяснить свою ситуацию.

5. Настойчивость. Если человек не понимает, что ему отказали, то стоит повторить свой отказ в другой формулировке. «Сдавать позиции» - удел слабых. Уверенность в своем мнении и в себе вызывает уважение, а вот отказ и мягкость – только сочувствие и презрение. Многие люди могут просто опешить, услышав отказ от человека, безотказностью которого они долгие годы пользовались, поэтому повторы не принесут вреда.

Но главное правило: нужно осознать, что любое действие должно совершаться по доброй воли. Тогда будет очень просто говорить и «нет», и «да». Каждый человек строит свою жизнь так, как ему удобно. Многие привыкли пользоваться добротой и безотказностью других людей. Пресечение этого – не жестокость, а даже обязательство каждого честного человека. Нельзя всю жизнь делать чужую работу, воспитывать чужих детей, зарабатывать деньги на чужие расходы, решать чужие проблемы и, таким образом, жертвовать своей жизнью во имя большого и могучего «НИЧТО». В отказах нет ничего плохого, если они обдуманы и имеют свои мотивы и причины.

Как завести машину зимой...