Пути европейской истории всегда были непредсказуемы и непостижимы. Например, история парфюмерии.
Несмотря на многовековое соперничество итальянских и французских городов за право считаться её родиной, на весь мир прославился немецкий Кёльн. При том, что это единственный вклад города в мировую парфюмерию. Одеколон – на французском «кёльнская вода» (Eau De Cologne).
С этим городом связана ещё одна историческая несуразица. Имя ему дали римляне Colonia Claudia, то есть колония, захваченная у кельтов армией Клавдия. Римляне тщательно соблюдали гигиену, а красоту и чистоту тела возвели в культ. Они повсеместно насаждали свою культуру. В том же Кёльне они построили множество терм.
В мрачном Средневековье христианская церковь объявила гигиену вне закона. Мыться считалось не просто греховным, но и опасным для здоровья. Даже не смотря на косившую европейцев чуму, о необходимости соблюдения чистоты никто и не помышлял.
По городским улицам текли потоки нечистот, тела и одежды источали жуткое амбре. Чтобы заглушить отвратительный запах реальности парфюмеры изобретали всевозможные полоскания и притирания для открытых участков кожи.
На фоне всего этого зловония как манна небесная и появилась кёльнская вода. Некий пьемонтский аптекарь Джованни Паоло Феминис придумал Аcqua Мirabilis – «удивительную воду», избавляющую, как он говорил, почти от всех болезней: простуды, коликов, мужского бессилия, женского бесплодия.
Она помогала вылечиться даже от несчастной любви! За основу чудодейственного средства был взят картофельный спирт. Остальные секретные ингредиенты давали такой горький вкус, что пациенты не спешили к аптекарю за исцелением.
На родине в окружении армии конкурентов Феминис славы и богатства со своим изобретением не снискал. Он отправился за ними на север, прихватив 23-летнего племянника Джованни Мария Фарину.
В Кёльне, не столь богатом на парфюмеров, как Пьемонт, итальянцы и обосновались. Некоторое время они работали над формулой своего чудодейственного средства, и в 1709 г. открыли на имя Фарина мануфактуру по производству обновлённой Аcqua Мirabilis.
Теперь в её основу был положен менее отвратительный виноградный спирт, добавлены масла лимона, апельсина, бергамота, жасмина. Для смягчения вкуса аптекари рекомендовали употреблять ее, накапав на кусочек сахара.
Эссенцию мастера получали двумя путями: дистилляцией (перегонкой масел водяным паром) и анфлеражем (вытяжкой с помощью воска и жира). Второй способ позволял извлекать тончайшие ароматы, которые терялись под действием высокой температуры пара. Эта технология была более дорогой, но ароматы были столь привлекательны, что знать не скупилась.
Одеколон закупался литрами и ящиками. Им обтирали лицо и полоскали рот для избавления от неприятных запахов, его наливали в чашу и ставили в центре помещения для освежения воздуха, он считался лучшим средством профилактики и афродизиаком.
Модная дорогая вода поставлялась ко всем европейским дворам. Одеколоном она стала называться лишь в конце века, когда французы оккупировали Кёльн.
Первым признаком высокой популярности средства стало многочисленное производство его дешёвых подделок. В 1720 г. Фарине пришлось запатентовать своё изобретение, а потом всю жизнь судиться с конкурентами.
Но и это обстоятельство содействовало росту спроса на «Воду Фарины» и расширению её производства. К моменту смерти парфюмера в 1766 г. в Кёльне работало 39 выпускающих её мануфактур.
На современном рынке представлены две оригинальных версии «Одеколона Фарины». Одну выпускают его наследники во флаконах с тюльпаном на этикетке, называется она «Eau de Cologne Original». Вторую версию с золотисто-синей этикеткой производит компания Procter & Gamble. Она называется «4711 Original Eau de Cologne».
Между этими двумя ароматами, как, пожалуй, и с оригиналом, нет ничего общего. А в центре Кёльна в бывшем доме Фарина обосновался музей духов. На трёх его этажах расположены экспозиции, рассказывающие об истории парфюмерного искусства в целом и Eau De Cologne в частности.