Еврокомиссия не хочет давать Варшаве денег на этот проект
Андрей Беленький
Польша объявила о планах построить забор на границах с Белоруссией и Украиной, чтобы бороться с распространением африканской чумы свиней. В Брюсселе назвали эту инициативу сомнительной и нерентабельной. Впрочем, согласия Еврокомиссии на подобный проект не требуется.
«Мы создаем преграду, которая должна пресечь наплыв кабанов в Польшу. Наш подход позволит устранить АЧС как явление», — заявил министр сельского хозяйства Польши Кшиштоф Юргель.
Глава ведомства уточнил, что для начала закон о постройке ограждения должен пройти через сейм (парламент) Польши. После этого правительство объявит тендер на проектировку и строительство забора. Юргель отметил, что возводить ограждение будет та же компания, которая представит план его постройки. «Мне бы хотелось, чтобы это произошло как можно скорее», — добавил министр, отметив, что законопроект Сейм рассмотрит только в марте.
Власти Польши рассчитывают потратить 150 миллионов злотых (42 миллиона долларов) на пограничный забор. Варшава хотела бы привлечь часть средств на строительство в ЕС, но Евросоюз считает этот проект нецелесообразным с финансовой точки зрения. «Идея ограждения вдоль границы между государствами выглядит сомнительно, учитывая соотношение стоимости строительства и пользы забора. Нужны научные доказательства эффективности такого ограждения в предотвращении распространения вируса», — цитирует «Европейская правда» заявление Еврокомиссии.
Африканская чума свиней бушует в Польше с начала 2014 года и сильно вредит экономике страны. Угрозы для людей болезнь не представляет. Варшава утверждает, что чума распространяется с востока страны на запад. С конца февраля власти Польши начнут уничтожать целые поголовья свиней, если их владельцы не способны защитить свое хозяйство. За четыре года в стране уже зафиксировали более 1200 случаев заражения у кабанов и более 100 — у свиней.
Еврокомиссия также признает опасность болезни. В 2018 году она расширила зоны особого контроля за здоровьем животных с целью попытаться остановить ее распространение.
Украинские трудовые мигранты — еще одна головная боль Варшавы, но она умудряется и использовать их как разменную монету для диалога с Европой. С одной стороны, пребывание 1,2 миллиона граждан чужой страны на территории Польши приводит к безработице местного населения и ухудшает криминогенную обстановку в стране. С другой стороны, Варшава отказывается принимать менее привычных полякам беженцев из Сирии и других стран Ближнего Востока и оправдывает это тем, что уже предоставляет рабочие места миллиону украинцев.