Предыстория:
В своем блоге в "Инстаграме" я подняла тему о двух пороках маркетинга:
1. Создание потребностей из ничего, чтобы продать больше.
2. Манипуляция "болью" клиента (не люблю это понятие, кстати), чтобы опять же продать больше.
Что меня в этом смущает? Отсутствие заботы о человеке - раз, отсутствие мысли на перспективу - два. Но сегодня не об этом. А о том, как же не попасться на удочку маркетологов и в обилие информации разглядеть то, что нужно вам.
Поехали. Будет взгляд с нескольких сторон.
Сторона один: осознанность.
Когда вы точно знаете, что хотите, когда у вас налажена связь со своим внутренним Я, в 95% случаев вы не попадетесь на уловки рекламы. Появится понимание себя и своих потребностей, и тогда черта с два вам продадут 20 пару туфель, просто потому что это писк моды. Только если вы сами захотите эти самые туфли. Как достигается?
У всех разные способы. Мой такой:
Начинать лучше с практик осознанности: медитации, йога-нидры, дыхательной гимнастики. Или, на худой конец, при каждом удобном случае фокусироваться на вдохе и выдохе. Результат будет не сразу, но точно будет. Дальше.
Я задаю себе вопросы: "Чего я хочу?", "Я хочу именно это?", "Зачем мне эта вещь?" и честно на них себе отвечаю. Фокус в том, что со временем появляется внутреннее ощущение: полной уверенности, что надо брать, или понимание, что мне эта вещь не нужна/не подходит. Главное себя не обманывать.
Важно! Просветления не будет. Человек - существо чаще иррациональное, поэтому нет-нет да и будут спонтанные покупки из разряда "я вообще куда смотрела?" Относитесь философски.
Сторона два: рациональность
Включаем занудную часть мозга и думаем, что нам нужно от товара. У нас всегда есть перечень требований к вещи/услуге, даже если мы их не осознаем. Есть атрибуты более важные для нас, есть менее. Например:
При покупке машины моими атрибутами были:
- автоматическая коробка
- вместительный багажник
- небольшие габариты
- цена
- левый руль
- и т.п.
Видите, левый руль стоит ниже всех. Это значит, что я бы купила машину и с правым рулем, если бы она отвечала всем остальным требованиям. А для кого-то леворукость будет важнее, а вместимость багажника абсолютно не важна. Идея понятна?
Когда вы видите рекламу товара или сами ищете в интернете вещь, держите в голове важные для себя атрибуты и оценивайте по ним все предложения. Вероятность приобретения неподходящего для вас товара снизите точно.
Сторона три: игнорим наживку
Что бы насторожило меня:
1. Обилие эпитетов в рекламе: шикарный, роскошный, великолепный, восхитительный. Все это не описывает товар, но давит на эмоции. Повод вглядеться попристальнее.
2. Использование триггеров (спусковых крючков). Они могут быть разные: "торопитесь, только сегодня и только для вас", "вам очень повезло", "вы этого достойны", "будь круче", "не будь как все". Вас либо торопят принять решение, либо нажимают на кнопочки самооценки и самозначимости. Осторожнее!
3. Фактоиды или ссылки на ученых и исследования без конкретики: "Ученые доказали, что обезжиренные продукты тормозят развитие сердечно-сосудистых заболеваний". Какие ученые? Откуда? Где данные исследования? Включайте скептика, проверяйте факты и не ведитесь на громкие слова и цифры.
4. Обтекаемая формулировка: способствует ускоренному выздоровлению, помогает избавиться от симптомов. Не ускоряет на столько-то дней, не избавляет от таких-то симптомов за столько-то дней. Очень обтекаемо, в случае чего ответственности 0.
Вроде бы все.
Но иногда вполне годные товары и услуги описывают именно так, потому что принято и по-другому не умеют. Это печальная, но реальность.
Поэтому людям бизнеса рекомендую избавляться от приевшихся штампов и избегать "базарных" методов в рекламе, а остальным - читайте отзывы, проверяйте факты и цифры, доверяйте своей интуиции и не стесняйтесь говорить"нет" навязчивым предложениям.