Найти тему

Как не вестись на рекламу

Оглавление

Предыстория:

В своем блоге в "Инстаграме" я подняла тему о двух пороках маркетинга:

1. Создание потребностей из ничего, чтобы продать больше.

2. Манипуляция "болью" клиента (не люблю это понятие, кстати), чтобы опять же продать больше.

Что меня в этом смущает? Отсутствие заботы о человеке - раз, отсутствие мысли на перспективу - два. Но сегодня не об этом. А о том, как же не попасться на удочку маркетологов и в обилие информации разглядеть то, что нужно вам.

Поехали. Будет взгляд с нескольких сторон.

Сторона один: осознанность.

Кадр из фильма "Мирный воин"
Кадр из фильма "Мирный воин"

Когда вы точно знаете, что хотите, когда у вас налажена связь со своим внутренним Я, в 95% случаев вы не попадетесь на уловки рекламы. Появится понимание себя и своих потребностей, и тогда черта с два вам продадут 20 пару туфель, просто потому что это писк моды. Только если вы сами захотите эти самые туфли. Как достигается?

У всех разные способы. Мой такой:

Начинать лучше с практик осознанности: медитации, йога-нидры, дыхательной гимнастики. Или, на худой конец, при каждом удобном случае фокусироваться на вдохе и выдохе. Результат будет не сразу, но точно будет. Дальше.

Я задаю себе вопросы: "Чего я хочу?", "Я хочу именно это?", "Зачем мне эта вещь?" и честно на них себе отвечаю. Фокус в том, что со временем появляется внутреннее ощущение: полной уверенности, что надо брать, или понимание, что мне эта вещь не нужна/не подходит. Главное себя не обманывать.

Важно! Просветления не будет. Человек - существо чаще иррациональное, поэтому нет-нет да и будут спонтанные покупки из разряда "я вообще куда смотрела?" Относитесь философски.

Сторона два: рациональность

Это кот и ему по барабану наш маркетинг
Это кот и ему по барабану наш маркетинг

Включаем занудную часть мозга и думаем, что нам нужно от товара. У нас всегда есть перечень требований к вещи/услуге, даже если мы их не осознаем. Есть атрибуты более важные для нас, есть менее. Например:

При покупке машины моими атрибутами были:

  • автоматическая коробка
  • вместительный багажник
  • небольшие габариты
  • цена
  • левый руль
  • и т.п.

Видите, левый руль стоит ниже всех. Это значит, что я бы купила машину и с правым рулем, если бы она отвечала всем остальным требованиям. А для кого-то леворукость будет важнее, а вместимость багажника абсолютно не важна. Идея понятна?

Когда вы видите рекламу товара или сами ищете в интернете вещь, держите в голове важные для себя атрибуты и оценивайте по ним все предложения. Вероятность приобретения неподходящего для вас товара снизите точно.

Сторона три: игнорим наживку

Эта рыба повелась на наживку и попалась
Эта рыба повелась на наживку и попалась

Что бы насторожило меня:

1. Обилие эпитетов в рекламе: шикарный, роскошный, великолепный, восхитительный. Все это не описывает товар, но давит на эмоции. Повод вглядеться попристальнее.

2. Использование триггеров (спусковых крючков). Они могут быть разные: "торопитесь, только сегодня и только для вас", "вам очень повезло", "вы этого достойны", "будь круче", "не будь как все". Вас либо торопят принять решение, либо нажимают на кнопочки самооценки и самозначимости. Осторожнее!

3. Фактоиды или ссылки на ученых и исследования без конкретики: "Ученые доказали, что обезжиренные продукты тормозят развитие сердечно-сосудистых заболеваний". Какие ученые? Откуда? Где данные исследования? Включайте скептика, проверяйте факты и не ведитесь на громкие слова и цифры.

4. Обтекаемая формулировка: способствует ускоренному выздоровлению, помогает избавиться от симптомов. Не ускоряет на столько-то дней, не избавляет от таких-то симптомов за столько-то дней. Очень обтекаемо, в случае чего ответственности 0.

Вроде бы все.

Но иногда вполне годные товары и услуги описывают именно так, потому что принято и по-другому не умеют. Это печальная, но реальность.

Поэтому людям бизнеса рекомендую избавляться от приевшихся штампов и избегать "базарных" методов в рекламе, а остальным - читайте отзывы, проверяйте факты и цифры, доверяйте своей интуиции и не стесняйтесь говорить"нет" навязчивым предложениям.