Уже полгода мы живем в Тимашевске - маленьком городке на Кубани. Нашли работу, снимаем квартиру, дочка ходит в садик – все как у всех. Но я не могу сказать, что мы окончательно освоились. Чуть ли не каждый день замечаю вокруг себя удивительные мелочи, которые складываются в общую картинку, которая никак не вяжется с мировосприятием дальневосточника.
Люди
Не перестаю поражаться кубанской доброжелательности, которую в наших краях принято проявлять только к близким и то по праздникам. В маленьком городке, где живем сейчас мы, все друг другу кумовья. Здесь можно выйти в магазин в халате, и никто не посмотрит на тебя косо. Молча злобно осматривать друг друга в транспорте тоже не принято. Точно так же девушки не оценивают друг друга презрительным взглядом, когда идут по улице (а в Биробиджане это норма). Если человек на узком тротуаре хочет тебя обойти, он попросит вежливо, а не матом или тычком в спину. В маршрутке уступят место, если ты с тяжелыми сумками. Незнакомые люди придержат дверь в магазине, если у тебя заняты руки. Удивительно? Не то слово!
Социальная ненапряженность
В Биробиджане я работала журналистом-газетчиком и была одержима поиском инфоповодов. Каюсь, моим любимым делом было незаметно греть уши в чужих разговорах, узнавая таким образом, что волнует население. В автобусе, на рынке, в очереди в больницу – везде и всюду - люди обсуждали зарплаты местных чиновников, грабительские счета за коммуналку, очередные обещания губернатора. Жаловались, что не на что учиться, жениться, лечиться, да и в землю ложиться. Разговоры биробиджанцев ведутся по принципу «у кого жизнь хуже». Встретятся два давнишних знакомых и давай меряться проблемами, потом вспомнят третьего, у кого дела лучше. Поненавидят его вместе, да и разойдутся, ругая власть. Биробиджанцы любят встречи представителей власти с населением, собрания ТСЖ и прочие массовые мероприятия, где можно прокричаться. Часто претензии направляют не по адресу: на встрече с участковым начинают пинать его словесно за то, что в доме крыша течет и пенсии маленькие.
На Кубани (по крайней мере, в городе, где мы живем) в этом смысле все плавно и спокойно: народ не рвется с плакатами на митинги возле мэрии, мало кто знает имена мэра или губернатора, не то что данные об их зарплате. Да, могут между собой обсудить, что все вокруг подорожало, но разговор не строится только на жалобах или возмущении. В общем, бабушки на рынке хвастаются друг другу внуками, как и должно быть.
Безопасность
Первое время мы думали, что попали в Советский Союз, где ключи от дома хранят под ковриком у двери. В Яндексе по запросу «В Тимашевске убили/ограбили/изнасиловали/и т.д.» выскакивает крайне мало информации. Введите в строку поиска что-то подобное про Биробиджан и вы поймете, почему я здесь хожу уже полгода с круглыми глазами. Удивляюсь тому, что в Тимашевске до сих пор доверяют ключи от квартиры соседям. Что люди держат телефоны, ключи и деньги в задних карманах. Что в жару машины стоят на улице с ключами и открытыми окнами, при этом на сидении сумки, документы лежат. Можно оставить у магазина или кафе детскую коляску и ее не сопрут. Пакет с продуктами можно положить на лавочку у подъезда, а самому пойти парковать машину (и пакет не украдут). Для нас такое поведение в быту – дикость. Лично я чувствую себя на фоне расслабленных кубанцев как параноик, который всегда прижимает к себе сумку, застегивает на молнию карманы в транспорте, а перед сном на сто раз проверяет, закрыта ли дверь. Конечно, здесь воруют, не все же святые. Но поведение людей, которое у нас называют виктимным (поведение потенциальной жертвы преступления), а здесь является вполне себе нормой, заставляет о многом задуматься.
Продолжение следует - нас на Кубани многое удивило!