Найти тему
Тексториз

Код коптов

Оглавление

Продолжаем наше погружение в мир древнего текстиля, пристегните ремни! Если мы вернемся к периоду античности, то самый интересный феномен этой эпохи – коптский текстиль. Копты – это христианское население Египта, но орнаменты их тканей не ограничиваются только христианской символикой. Постоянно находясь на пересечении миров и цивилизаций, коптская культура впитала в себя черты большинства своих соседей, от Древнего Египта и античной Греции до Ислама. Именно смешение стилей и техник и делает ее такой интересной, потому что позволяет увидеть картину античного востока во всей полноте. Сейчас образцы коптского текстиля хранятся в лучших музеях мира, крупные коллекции есть и в Германии, и в Великобритании. Большое собрание находится в российском Эрмитаже и государственном музее изобразительного искусства им. А.С.Пушкина (хотя в постоянно экспозиции представлена лишь небольшая часть коллекции). Коптские ткани – это настоящее сокровище, но когда-то они не считались особой ценностью.

Коптские ткани в собрании ГМИИ им. А.С.Пушкина
Коптские ткани в собрании ГМИИ им. А.С.Пушкина

Началось все с Египетского похода Наполеона 1798-1801 годах. Пробудив у европейцев интерес к древнеегипетской культуре, он открыл ящик Пандоры. Тащили из Египта все, что плохо лежало, расхищение культурных ценностей достигло небывалых масштабов. А уж про какие-то там тряпочки вообще никто не задумывался. Древние одеяния из христианских гробниц выбрасывались, разрезались на части, использовались как упаковка или как образцы вышивки для утонченных европейских дам. Позже это варварство удалось остановить. Но даже в начале двадцатого века технология раскопок в Египте оставляла желать лучшего – контекст находок практически не фиксировался, описание самих находок было крайне общим и ненаучным. Все это сильно затрудняет работу современных ученых, и для датировки произведений коптского ткачества приходится сильно заморачиваться.

Для коптских мастеров было характерно размещение тканых или вышитых в технике «летящей иглы» узоров в так называемых «вставках» - круглых или многоугольных фрагментах, тогда как само изделие выполнялось из однотонного материала. Вставки украшали традиционные коптские туники и шали, пояса, завесы, домашний текстиль и погребальные одеяния. Узоры и изображения, используемые в них, были очень разнообразны и правильное их прочтение дает ключ к пониманию истории целого региона.

Круглая "вставка" с меандром и плетенкой и и "вставка" в виде восьмиконечной звезды
Круглая "вставка" с меандром и плетенкой и и "вставка" в виде восьмиконечной звезды

Геометрические орнаменты

Преобладали в коптском текстиле в IV-V веках, и восходят они к дохристианскому времени. Многие мотивы, встречающиеся на коптстких тканях, имели достаточно широкое распространение и встречались не только в ткачестве, но и в керамике, в резьбе, в мозаике, на монетах, печатях, в росписи и других видах декоративно-прикладного искусства. Они выполняли защитную функцию и должны были оградить человека от злых духов и гнева богов.

Самый распространенный орнамент – это меандр. Этот узор получил свое название в честь извилистой реки в Малой Азии и изначально был символом текущей воды. Он мог быть представлен в виде волнистых линий, спирали, зигзага, линий, изогнутых под прямым углом. Постоянное повторение орнамента, бесконечность спиралей в более широком смысле означало вечность и беспрерывность жизни на земле. Меандр мог усложняться, и тогда появлялся узор «плетенка» или же «узел» (Гераклов или Соломонов), который считался особенно сильным оберегом. «Узел» ассоциировался также с образом лабиринта, в котором обитал Минотавр и лабиринта, ведущего в загробный мир – в античности изображения лабиринта обладали охранительной и благожелательной символикой.

Другой распространенный орнамент – космограмма. Это октагон в виде двух пересекающихся квадратов, восьмиконечная звезда. Этот мотив был особенно популярен, потому что его воспринимали как защитный космологический символ. Известен также в другом варианте – когда от пересекающихся квадратов остается только внешняя граница, а внутренняя часть звезды заполняется другим орнаментом, например, «плетенкой» или «виноградной лозой». Кстати, о виноградной лозе. Следующий вид – это…

Орнамент "виноградная лоза"
Орнамент "виноградная лоза"

Растительные орнаменты

И самый распространенный из них, да-да – «виноградная лоза». Почему же этот мотив был таким популярным, что им украшали и вещи, которыми пользовались в быту, и погребальные облачения? Вьющиеся растения, с одной стороны чем-то повторяли меандр, а с другой – были символом Диониса, умирающего и воскресающего бога растительности. Поэтому изображение винограда, а реже – плюща, были символом возрождения и воскрешения. Орнамент в виде лозы часто сочетался с изображениями восьмиконечной звезды, про которую мы рассказывали в предыдущем пункте. Лоза, дарящая благоденствие, в сочетании с космограммой воспринималась как символ спасения.

Помимо лозы, на коптских тканях встречаются и другие растительные мотивы – листья, цветы, бутоны, как по отдельности, так и оформленные в вазоны, корзины. Популярным орнаментом были «канделябры» - вазоны с цветами. Этот узор тоже родом из дохристианской эпохи и его символика связана с древом жизни.

Композиция с изображением Ге, а также животных и птиц
Композиция с изображением Ге, а также животных и птиц

Дионисийская сцена с вакханками и фрагмент текстиля с охотничьими сценами
Дионисийская сцена с вакханками и фрагмент текстиля с охотничьими сценами

Изображения животных, олимпийских богов и героев

Как мы видим, у всех простых орнаментов есть одно общее свойство – это идея возрождения и вечного обновления жизни. В рамках этой концепции, высказанной еще пифагорейцами, важную роль играл годовой цикл, смена сезонов и праздники разных времен года. Более сложные композиции на коптском текстиле, включающие изображения растений, животных и людей при ближайшем рассмотрении оказываются зашифрованным описанием именно годового цикла, вечно обновляющейся благодатной природы. Разные времена года могли изобразить либо в виде вазонов с цветами или плодами, либо в виде животных. Заяц, например, обозначал весну, лев – лето, олень – осень, а собака – зиму. В центре таких композиций часто помещали женскую фигуру с поднятыми руками, Ге – очень распространенный образ, персонификация Матери-Земли. Те же идеи плодородия и возрождения имели дионисийские сцены, с изображениями вакханок и воинов, а также сцены охоты.

Коптский крест "анх" и "хризма"
Коптский крест "анх" и "хризма"

Христианские мотивы

С приходом христианства языческие орнаменты не исчезли, а стали переосмысляться в рамках новой религии. Дионисийские мотивы и орнамент в виде лозы стали ассоциироваться с воскресением Христа («Я есмь виноградная лоза» (КН 15:1)), а октагон и изображения Ге – с богородицей. Но появились и новые мотивы, свойственные именно христианской орнаменталистике. И самый популярный из них – так называемый «коптский крест». Особая форма креста с петлей возникла благодаря заимствованию египетского иероглифа «анх» (жизнь), потом этот знак был христианизирован и очень прочно вошел в коптское изобразительное искусство.

Другой, не менее популярный мотив – «хризма». Это монограмма имени Христа на греческом языке, использовались буквы Х и Р, или I и Х, а иногда только одна Х. Они могли сливаться воедино или соединяться с крестом. Использование хризмы в украшении одежды соответствовало призыванию имени Спасителя.

Повлияло христианство и на сложные композиции. Во «вставках» вместо античных мифологических сюжетов стали изображаться библейские сцены, христианские святые, а также правители, наделенные божественной властью.

Фрагмент текстиля с арабской вязью
Фрагмент текстиля с арабской вязью

Исламские мотивы

С установлением Арабского халифата на изделия коптских мастеров все больше и больше оказывал влияние Ислам. В первую очередь это было связано с запретом на изображение живых существ – фигуры людей и животных стали упрощаться, стилизоваться, утрачивали свое изначальное значение и превращались в чисто декоративные элементы. Растительный орнамент тоже испытывал влияние ближневосточной культуры, он стал более схематичным и сглаженным, появились персидские заимствования. Копты стали использовать другие материалы – кроме льна и шерсти появились ткани из хлопка и шелка. И именно в этот период в орнаментах начинают использовать надписи на арабском, такие ткани назывались «тираз». Но специфика ткачества не позволяла передавать каллиграфию в полной мере, и часто такие надписи были настолько стилизованы, что их невозможно было прочитать.

Нам такая проблема не грозит, ведь находки археологов и работа исследователей позволяют нам с легкостью прочитать эту страницу истории Древнего мира, запечатленную в текстиле.

Использованная литература:

О.В. Лечитская. Коптские ткани ГМИИ им. А.С.Пушкина. Каталог коллекции.

С.Б. Певзнер. Художественные ткани Средневекового Египта в собрании государственного Эрмитажа.