Наверное, многим знатокам российского автомобилестроения знакома эта фотография, снятая мной 18 апреля 1999 года с борта одного из двух вертолётов Ми-8 сопровождения экспедиции АВТОВАЗа. Псевдозеркальная плёночная 35-мм фотокамера Olympus IS-1000 запечатлела действительно исторический момент: из серии полярных вояжей на LADA 4x4 только второй "прыжок" на Северный Полюс оказался настоящим и результативным.
Еще один не менее известный фотокадр, снятый мной в той же экспедиции, запечатлел снегоболотоход на базе "Нивы" у символической оси Земли, установленной на Северном Полюсе. У подошвы флагштока прислонёна бронзовая табличка с гербом Тольятти, привезённая участником экспедиции - мэром г.Тольятти С.Ф.Жилкиным.
- 1998
Как я уже говорил, по инициативе депутата Государственной Думы от Ненецкого автономного округа А.Н. Чилингарова, АВТОВАЗ предпринял 3 полярных экспедиции. В первую из них в 1998 году отправилась ВАЗ-2131 "Нива". Для того, чтобы благополучно парашютировать серийный товарный автомобиль его пришлось максимально облегчить. Кроме того, АВТОВАЗ по-сути рассчитывался машиной за бартерные услуги по вояжу на полюс перед Хатангским авиаторядом, поэтому пятидверкой не стали особо рисковать, сбросив ее сначала на парашюте вблизи морского порта Хатанги. Именно этим фактом объясняется излишняя скромность пресс-релиза производителя "лад", в котором было сказано: " "Нива" ВАЗ-2131 была доставлена самолетом АН-74 к Северному полюсу и 19 апреля, на самую Пасху, сброшена на парашютах с вертолета точно на "макушку мира"
На глазах десятков парашютистов, участников международной экспедиции "Северный полюс-98", пятидверка с Николаем Тазтдиновым за рулем вихрем промчалась по снежной целине, "на десерт" продемонстрировав на глади взлетно-посадочной полосы в 150 км южнее езду с управляемым заносом и другие трюки. " За исключением короткого сообщения в журнале "За рулем" ни одно федеральное издание не отметило данное событие в разделах новостей. Была ли ВАЗ-2131 "Нива" на Северном Полюсе? Вопрос не праздный и я отвечу на него в одной из следующих публикаций.
- 1999
Поняв, что автомобиль должен быть посерьезнее, АВТОВАЗ послал в следующую экспедицию свою новую модель, ВАЗ-1922 "Марш", которая только совсем недавно начала выпускаться дочерним предприятием "Бронто". Автомобиль действительно, что документально подтверждено, покорил Северный полюс и остался в аэропорте Хатанги, снова в качестве оплаты за выполненные сервисно-туристические услуги.
- 2000
Третья попытка АВТОВАЗа самостоятельно, своим ходом и без участия авиатехники покорить Северный Полюс оказалась безуспешной. Столкнувшись с многочисленными промоинами в многолетних льдах, торосами из паковых льдов, ограничением по времени в работе сопровождавших экспедицию вертолетов Ми-8 и времени ожидания тяжелого Ан-12 на дрейфующем ледовом аэродроме Барнео, команда вынуждена была прекратить очередную полярную экспедицию.
Продолжение следует...