Найти тему
LADA Niva Documentary ©

История одного полярного фотоснимка

Наверное, многим знатокам российского автомобилестроения знакома эта фотография, снятая мной 18 апреля 1999 года с борта одного из двух вертолётов Ми-8 сопровождения экспедиции АВТОВАЗа. Псевдозеркальная плёночная 35-мм фотокамера Olympus IS-1000 запечатлела действительно исторический момент: из серии полярных вояжей на LADA 4x4 только второй "прыжок" на Северный Полюс оказался настоящим и результативным.

Еще один не менее известный фотокадр, снятый мной в той же экспедиции, запечатлел снегоболотоход на базе "Нивы" у символической оси Земли, установленной на Северном Полюсе. У подошвы флагштока прислонёна бронзовая табличка с гербом Тольятти, привезённая участником экспедиции - мэром г.Тольятти С.Ф.Жилкиным.

"Нива" на макушке Земли 18 апреля 1999 года
"Нива" на макушке Земли 18 апреля 1999 года

  • 1998

Как я уже говорил, по инициативе депутата Государственной Думы от Ненецкого автономного округа А.Н. Чилингарова, АВТОВАЗ предпринял 3 полярных экспедиции. В первую из них в 1998 году отправилась ВАЗ-2131 "Нива". Для того, чтобы благополучно парашютировать серийный товарный автомобиль его пришлось максимально облегчить. Кроме того, АВТОВАЗ по-сути рассчитывался машиной за бартерные услуги по вояжу на полюс перед Хатангским авиаторядом, поэтому пятидверкой не стали особо рисковать, сбросив ее сначала на парашюте вблизи морского порта Хатанги. Именно этим фактом объясняется излишняя скромность пресс-релиза производителя "лад", в котором было сказано: " "Нива" ВАЗ-2131 была доставлена самолетом АН-74 к Северному полюсу и 19 апреля, на самую Пасху, сброшена на парашютах с вертолета точно на "макушку мира"

Автоэксперт В.Пикуленко опубликовал новость о том, что ВАЗ-2131 покорил Северный Полюс на своем персональном сайте в... 2014 году
Автоэксперт В.Пикуленко опубликовал новость о том, что ВАЗ-2131 покорил Северный Полюс на своем персональном сайте в... 2014 году

На глазах десятков парашютистов, участников международной экспедиции "Северный полюс-98", пятидверка с Николаем Тазтдиновым за рулем вихрем промчалась по снежной целине, "на десерт" продемонстрировав на глади взлетно-посадочной полосы в 150 км южнее езду с управляемым заносом и другие трюки. " За исключением короткого сообщения в журнале "За рулем" ни одно федеральное издание не отметило данное событие в разделах новостей. Была ли ВАЗ-2131 "Нива" на Северном Полюсе? Вопрос не праздный и я отвечу на него в одной из следующих публикаций.

  • 1999

Поняв, что автомобиль должен быть посерьезнее, АВТОВАЗ послал в следующую экспедицию свою новую модель, ВАЗ-1922 "Марш", которая только совсем недавно начала выпускаться дочерним предприятием "Бронто". Автомобиль действительно, что документально подтверждено, покорил Северный полюс и остался в аэропорте Хатанги, снова в качестве оплаты за выполненные сервисно-туристические услуги.

На фото: покоривший в 1999 году Северный Полюс "Марш" в 2000 году в окрестностях Хатанги.
На фото: покоривший в 1999 году Северный Полюс "Марш" в 2000 году в окрестностях Хатанги.
  • 2000

Третья попытка АВТОВАЗа самостоятельно, своим ходом и без участия авиатехники покорить Северный Полюс оказалась безуспешной. Столкнувшись с многочисленными промоинами в многолетних льдах, торосами из паковых льдов, ограничением по времени в работе сопровождавших экспедицию вертолетов Ми-8 и времени ожидания тяжелого Ан-12 на дрейфующем ледовом аэродроме Барнео, команда вынуждена была прекратить очередную полярную экспедицию.

ВАЗ-1922 "Марш" на ледовом аэродроме "подскока" Барнео, в 150 км от Северного Полюса перед стартом экспедиции в 2000 году.
ВАЗ-1922 "Марш" на ледовом аэродроме "подскока" Барнео, в 150 км от Северного Полюса перед стартом экспедиции в 2000 году.

Продолжение следует...