Найти тему
LADA Niva Documentary ©

Особенности национального покорения Северного полюса почти на "Ниве"

Оглавление
ВАЗ-1922 "Марш", покоривший Северный полюс.
ВАЗ-1922 "Марш", покоривший Северный полюс.

Позвольте небольшое предисловия к данному материалу: статья была написана мной под именем Юрий Инкери 20 апреля 1999 года после возвращения из полярной экспедиции, в которой снегоболтоход "Марш" на базе "Нивы" покорил Северный географический полюс. По какой-то неведанной причине ее черновик был опубликован кем-то спустя 1 год в Интернете. Публикую ее с авторскими правками и дополнениями, соответствующими современному состоянию.

Первым человеком, ступившим на девственные льды Северного географического полюса был американец Роберт Эдвин Пири. Произошло это в 10 часов утра 6 апреля 1909 года. В конце XX века полюс по-прежнему остаётся таким же недоступным как 90 лет назад. Количество людей побывавших на нем исчисляется буквально сотнями. А единственным доступным средством достижения широты 90 градусов остается авиация. Поэтому настоящим вызовом Дикому Северу стал поход снегоболотохода "Марш" (ВАЗ-1922) на Северный полюс.

На фото: "Марш" своим ходом направляется из Тольятти в аэропорт Курумоч.
На фото: "Марш" своим ходом направляется из Тольятти в аэропорт Курумоч.
Почти месячная подготовка второй высокоширотной экспедиции АО «АвтоВАЗ» "Северный полюс-99" закончилась. И уж кто меньше всего сомневался в успехе операции так это водитель-испытатель уникального транспортного средства Олег Фёдоров и его штурман, а по совместительству и директор "Бронто" Юрий Зуев. Эта неразлучная парочка при желании смогла бы еще в Хатанге за 2000 км от полюса рвануть к нему своим ходом, минуя авиапереброску на ледовую базу.

На фото: команда дочернего предприятия АВТОВАЗ ПСА "Бронто", готовившае автомобиль к экспедиции.
На фото: команда дочернего предприятия АВТОВАЗ ПСА "Бронто", готовившае автомобиль к экспедиции.

Вылет из аэропорта Самары проводился двумя самолетами или "бортами", как говорят авиаторы. В транспортный Ан-12 грузим автомобиль, предварительно снизив давление в шинах "ТРЭКОЛ". Связано это с тем, что отсек негерметичный, а машина высоковата для грузового отсека. Вездеход сопровождают представители "Бронто".

На фото: перед погрузкой снегоболотохода в транспортный самолет Ан-12.
На фото: перед погрузкой снегоболотохода в транспортный самолет Ан-12.

Остальная часть экспедиции, включающая в себя мэра Тольятти С.Ф.Жилкина, руководителя группы АВТОВАЗа В.П.Пересыпкинского, представителей "АвтоВАЗ-ШЕР" и немногочисленных журналистов; Андрея Леонтьева (РТР) и его телеоператор (фамилию не помню), Владимира Мишина ("За рулем"), телеоператора Сергея Семёнова и автора, грузится в Ан-24 РВ в вип-компоновке.

На фото участники экспедиции слева-направо: оператор РТР, В.Котиков, автор, А.Леонтьев (РТР), С.Семёнов(ВАЗ-ТВ), С.Мишин (За рулем), далее представители "АвтоВАЗ-Шер".
На фото участники экспедиции слева-направо: оператор РТР, В.Котиков, автор, А.Леонтьев (РТР), С.Семёнов(ВАЗ-ТВ), С.Мишин (За рулем), далее представители "АвтоВАЗ-Шер".

По очереди вылетаем на север. Перелет ощутимо долгий, поэтому время скрашиваем в разговорах и наблюдениях. Конечно, присутствуют и "застольные" акценты. Но больше всего не повезло нашим коллегам из Ан-12, которых угораздило оставить "жидкую валюту" в негерметичном отсеке Ф-2 рядом с "Маршем"и они весь полет посматривали через межотсечный иллюминатор на заветный ящик водки с откровенной завистью.

На фото: оживленная беседа на борту летящего Ан-24 В.Котиков и А.Леонтьев
На фото: оживленная беседа на борту летящего Ан-24 В.Котиков и А.Леонтьев

Из путевых заметок:

15 апреля 1999 года, г. Радужный, аэропорт, глубокая ночь. Совершили промежуточную посадку из Курумоча. Решили вместе с телеоператором ознакомиться с местным аэровокзалом. К нам присоединяется мэр города Тольятти— Сергей Фёдорович Жилкин.
На фото: мэр города Тольятти С.Ф.Жилкин пробует себя в качестве телеоператора.
На фото: мэр города Тольятти С.Ф.Жилкин пробует себя в качестве телеоператора.
Втроем входим в пустынное, но ярко освещенное здание. Здесь разыгрывается сюрреалистическая сцена в духе фильма "Чародеи", где герой Семена Фарады восклицает: "Люди, где вы?" В вокзале ни души, ни звука. Нас это почему-то смешит. Ищем сначала "комок". Не находим. Тогда пробуем отыскать туалет. Наконец на создаваемый нами шум появляется служитель воздушных врат. Он объясняет, как найти требуемое заведение. На первом этаже, где на двери табличка "Посторонним вход воспрещен". Находим искомую дверь, но совершенно забываем, что она нам нужна. Ведь рядом красуется надпись "Начальник аэровокзала". Местный юмор убивает нас наповал. Прощально смеемся и уходим грузиться в самолет.
На фото: То самое здание аэропорта Радужный (закрыт в 2007 году), взято у пользователя 5ofps73, drive2.ru
На фото: То самое здание аэропорта Радужный (закрыт в 2007 году), взято у пользователя 5ofps73, drive2.ru

Хатанга

В Хатангской гостинице бросается в глаза обилие иностранцев, которые группами сидят по этажам и тихо, до глубокой полуночи обсуждают предстоящие подробности их покорения Северного полюса.

На фото: около гостиница и аэропорта Хатанги.
На фото: около гостиница и аэропорта Хатанги.

В этом они поразительно отличаются от нас, россиян, решивших потягаться с суровой природой накоротке и притащивших к тому же с собой диковинный автомобиль. Они в своих притязаниях скромней — лыжи, в крайнем случае — мотопараплан. Многие рассчитывают дойти пешком. Один из покорителей серьезно рассказывает, что готовился к походу 13 лет. 10 лет — морально и 3 года — физически. Для них, "капиталистов", пешая прогулка 100-120 км на макушку Земли обходится в 7 тысяч долларов. Когда я спрашиваю, почему они не штурмуют полюс через Канаду, Аляску или Гренландию, все округляют глаза и показывают на пальцах, сколько это стоит: 35, а то и 40 тысяч greenbacks. Обладание спутниковыми телефонами — пустяк по сравнению с этим. Цены в местных магазинах бьют не в бровь, а в глаз. Сахар — 47 рублей, рис — 25, хлеб — 11 рублей буханка (цена в Москве была на тот момент: сахар 10 рублей, рис 17 рублей, хлеб 6 рублей, обед в столовой 20 рублей). Молока, яиц, водки просто нет.

На фото: типичные постройки Хатанги.
На фото: типичные постройки Хатанги.

Выезжаем для последней проверки в местную тундру. Возможности нашего уникального снегоболотохода просто потрясают. Местные аборигены полны здорового скепсиса, но "Марш" уверенно, со скоростью 20-25 км/час движется по глубокому сухому снегу. Когда телеоператор Сергей Семенов неосторожно спрыгивает с подножки вездехода для съёмок, то почти по пояс проваливается в рыхлый снег. С трудом вытаскиваем его, натаптываем площадку для штатива. Снег хрустит, но не утрамбовывается. Тишина вокруг смертельная.

На фото: у ледовой искусственной дамбы автор и директор ПСА "Бронто" Ю.Зуев.
На фото: у ледовой искусственной дамбы автор и директор ПСА "Бронто" Ю.Зуев.

Отправляемся в порт, к единственной в мире ледовой портовой дамбе. Искусственное (и надо сказать одноразовое) сооружение из намороженной воды предохраняет зимующие в реке суда от раздавливания летним ледоходом. Длина дамбы — 250 метров, высота — 15 и такая же толщина. Около нее наш "малыш" по-прежнему легко передвигается через нагромождения льда и снега.

На фото: в порту Хатанги у снегоболотохода "Марш" О.Фёдоров и автор.
На фото: в порту Хатанги у снегоболотохода "Марш" О.Фёдоров и автор.

Остров Средний

Погода получена, проверки проведены, последние сборы закончены. 17 апреля 1999 года наша экспедиция погрузилась на борт арктического Ан-26. "Марш" летит отдельно в грузовом отсеке Ан-12. Мы держим путь на расположенный в 893 км от Хатанги остров Средний архипелага Северная Земля. Незаметно пролетают 3 часа полета и вот мы на острове. Каменный монолит в ледовом море — остатки былого могущества Советского Союза. Нас встречают пограничники в засаленных до блеска ватниках бурого цвета. Те, кто почерней лицом — солдаты срочной службы, а тот, кто почище — лейтенант Женя, молодой парень, умоляющий нас не давать его солдатам (а их здесь 44 штыка) водку: "все равно он ее у них заберёт".

На фото: пограничный пёс о.Средний в Северном Ледовитом океане и автор.
На фото: пограничный пёс о.Средний в Северном Ледовитом океане и автор.

Женщин тут почти нет. Я обнаруживаю лишь двоих живых существ: собаку, пушистый, белый комок, с которой мы по очереди фотографируемся и… обыкновенный таракан-прусак на кухне у лейтенанта.

Ледовая база

Как команда "Внимание!" перед стартом — ледовый дрейфующий база-аэродром Барнео. Это не топоним, а шутливый антипод экваториального острого Борнео, что в Тихом океане. Отсюда до Северного географического полюса подать рукой — всего 114 км. Но на льду тяжелый самолет Ан-12 весом более 28 тонн сможет простоять лишь 6 часов. Под нами 4,5 км Северного Ледовитого океана и таковы суровые правила полярной авиации, написанные как боевой устав, кровью. У всех еще свежи в памяти воспоминания прошлого года, когда вертолет Ми-8 провалился под лед вместе с экипажем. Вот за это время наш вездеход и должен покорить Северный полюс.

На фото: дрейфующая ледовая база-аэродром "Барнео" с прибывшими воздушными судами экспедиции. До Северного полюса 114 км.
На фото: дрейфующая ледовая база-аэродром "Барнео" с прибывшими воздушными судами экспедиции. До Северного полюса 114 км.

"Марш" стартует. Взлетают 2 вертолета сопровождения. На них мы летим вслед за ушедшим cнегоболотоходом. Обратный отсчет забирает драгоценные минуты, часы. Вот в прямой дальности видимости появляется идущий по льду автомобиль. Один из вертолетов разворачивается на точку Северного полюса. А мы, на втором, начинаем выполнять видеосъёмку.

На фото: "Марш" выехал с "Барнео" и двинулся в сторону Северного полюса.
На фото: "Марш" выехал с "Барнео" и двинулся в сторону Северного полюса.

Через некоторое время пилоты начинают заметно нервничать и после короткого обсуждения принимают решение взять вездеход на внешнюю подвеску. Таким образом "Марш" подвозят ближе к финишной точке. В 5-7 км от Северного полюса он снова обретает заветную свободу передвижения. Здесь наши дороги расходятся, и мы отправляемся снимать его финиш.

На фото: снегоболотоход взяли на внешнюю подвеску и подвозят ближе к точке финиша.
На фото: снегоболотоход взяли на внешнюю подвеску и подвозят ближе к точке финиша.

Северный полюс

Мы совершили посадку вблизи географического Северного полюса на относительно ровную площадку между ледяными торосами. Дверь в фюзеляже вертолета открылась и бортмеханик резво выпрыгнул на лёд, оглядел места соприкосновения колес с поверхностью льда.
Под действием рук арктических пилотов, управляющих рычагом "шаг-газ", винтокрылая машина несколько раз, будто испуганно, прижалась к многолетним льдам, каждый раз пружинисто подскакивая на шасси. Таким способом вертолётчики проверяют достаточную крепость ледового вертодрома в месте посадки. Только после этого обороты турбин начинают уменьшаться.

На фото: мы подлетаем к "макушке" Земли, вдали видно первый "борт", приземлившийся на точке раньше нас.
На фото: мы подлетаем к "макушке" Земли, вдали видно первый "борт", приземлившийся на точке раньше нас.

Когда двигатели вертолетов сопровождения были, наконец, выключены, Северный географический полюс встретил нас звенящей тишиной. Такой, какой она описывается в самых лучших традициях в приключенческих романах. Ночное, никогда не заходящее солнце стояло невысоко, но излучало ощутимый ультрафиолетовый жар. Тогда как температура окружающего воздуха была около 30 градусов ниже нуля. Под ногами - толстый слой фирна, это крупные 1-сантиметровые зёрна-кристаллы пресного льда, сияющие словно бриллианты. Не удержался и взял в руки горсть. Красиво. Но этого показалось мало и я потянулся к ним ртом. И... как ребенок в глубоком детстве прилип... С трудом и кровью оторвал коварную твёрдую арктическую воду от горящих огнем обморожения губ.

Тем временем, откуда-то издалека раздалось отчетливое тарахтение мотора. Из-за торосов показался похожий на темный мячик снегоболотоход. Еще через минуту его очертания сложились в знакомый кузов "Нивы" с развевающимися флагами России, АВТОВАЗа и "Бронто".
К удивлению всех, достаю из-под одежды тайно спрятанную бутылку тольяттинского шампанского. Здесь, на Крайнем Севере, это деликатесный напиток. Льём искристое вино на импровизированную ось Земли в честь покорения Полюса и ... моего 33-летия. Мэр Тольятти Сергей Жилкин и остальные полярники поздравляют меня с днем рождения. Затем запрыгиваем на подножку вездехода и совершаем "малое кругосветное путешествие" вокруг оси земного шара.

18 апреля 1999 года Северный полюс покорен! Когда автомобиль ВАЗ -1922 "Марш" достиг его расчетной точки, спидометр показывал 61 км пройденного пути через торосы, ледовые реки и поля, трещины и снежные заструги. Так много не проходил по этим местам еще не один легковой автомобиль. От точки, где его колеса коснулись географического Северного полюса до Тольятти 4066 километров и 4261 метров до дна Северного Ледовитого океана.

Из путевых заметок:

18 апреля 1999 г., п. Хатанга, после полюса… Поим "капиталистов" нашей, тольяттинской водкой. Будущие покорители Северного полюса быстро пьянеют, все чаще из их уст можно услышать "so lot drink", но от дополнительных доз не отказываются. Уже не кто из них толком не может объяснить, зачем он ринулся покорять Северный полюс.
На фото: в обратный путь. Тот самый, левый двигатель больше не подтекает.
На фото: в обратный путь. Тот самый, левый двигатель больше не подтекает.

На обратном пути не обошлось без почти катастрофической неожиданности. Самолет Ан-24, привезший нас в Хатангу, несколько дней находился на стоянке, разница в температурах вызвала усадку металлических частей топливопроводов первого двигателя. Вся команда пребывала в состоянии эмоционального подъема и активного обсуждения событий. Единственный, кто задумчиво смотрел в иллюминаторы по левому борту, - собственный корреспондент журнала "За рулём" Сергей Мишин. И вот буквально на исполнительном старте, перед самой ВПП, он смог рассмотреть, что из работающего двигателя очень сильно течёт керосин. Чем, вероятно, и спас всю нашу экспедицию. Моторы выключили, патрубки подтянули и мы наконец-то вылетели обратно.

апрель 1999 - февраль 2020,

Ю.Е.