Массовая роботизация и автоматизация рабочих мест приведет к высвобождению миллионов работников, которые останутся без источников существования. В свою очередь производимая продукция на роботизированных фабриках должна находить платежеспособный спрос. В противном случае работа заводов-автоматов приостановится. Поэтому в ближайшем возникнет серьезное противоречие в перераспределении благ. Капитализм не сможет решить эту сложную задачу, и на его смену придет иная общественно-экономическая формация.
Проблема технологической безработицы для человечества не нова. Так в начале XIX в Англии возникло движение против промышленной революции. С точки зрения борцов с механизацией труда, новые машины снижали спрос на рабочую силу. Часто выступления заканчивались разрушением машин и оборудования.
Своим лидером луддиты выбрали некого Неда Лудда, который по приданию разгромил два чулочных станка. Именно от его имени писались письма-угрозы в адрес владельцев фабрик. Возможно, этот герой вымышленный, ибо не осталось достаточных исторический сведений о нем.
11 марта 1811 г. рабочие Ноттингема подняли восстание. В течение года оно распространилось по всей Англии. Нападения на фабрики с последующим разрушением машин в основном совершались по ночам. Итогом этих действий стало резкое сокращение ткацкого производства, цена на ткань резко выросла.
Каждый примкнувший к луддисткому движению произносил следующую клятву: «Я по своей собственной воле заявляю и торжественно клянусь, что никогда ни одному лицу или лицам под сводом небесным не открою имён тех, кто участвует в этом тайном комитете, их действий, собраний, потайных мест, одеяния, черт лица, наружного вида или всего того, что может повести к их раскрытию словом, делом или знаком, под угрозой изъятия из мира первым встретившим меня братом; в противном случае пусть самое имя моё будет вычеркнуто из жизни и никогда не вспоминается иначе, как с презрением и отвращением. Далее я клянусь, что употреблю все, какие только есть у меня, силы, чтобы наказать смертью каждого изменника или изменников, буде такие случатся среди нас, когда бы я ни нашёл его или их; и хотя бы он убежал на край света, я буду преследовать его своей непрестанной местью. Да поможет мне Бог и благословит меня и сохранит мою клятву ненарушимой».
В клятве нет ни слова о целях луддисткого движения, есть лишь некие требования к сохранению конспирации.
Английское правительство жестко реагировало на бунты луддитов. За нанесенный вред оборудованию назначалась ссылка до 14 лет в Австралию. В 1813 г. за порчу оборудования и участие в луддистком движении была введена смертная казнь, и в этом же году было казнено 17 луддитов.
Стоит напомнить, что в это же время Англия находилась в конфронтации с Францией. И часто количество войск, боровшихся с луддитами, превышало число воевавших с Наполеоном.
Однако в целом механизация рабочих мест не привела к массовой безработице. Просто часть работников сместилась в сферу производства и обслуживания станков. Поэтому, возможно, роботизация также не приведет к всеобщей безработице, ибо эти роботы нужно кому-то делать, их нужно обслуживать. Ситуация усугубится, когда роботы начнут делать и обслуживать сами себя. Но до этого пока очень далеко.
В настоящее время луддитами называют людей, которые противостоят инновационным изменениям. Ранее я приводил пример, как наши избранники запретили выращивание ГМО на территории Российской Федерации. Это один из самых ярких примеров неоллудитского движения.
Некоторые неоолуддисты призывают остановить все работы по разработке искусственного интеллекта. Ибо, с их точки зрения, созданный машинный разум рано или поздно захватит власть во всей планете.
В качестве яркого неолуддиста стоит привести пример Германа Стерлигова. Этот деятель призывает отказываться от всех благ цивилизации. Для этого в первую очередь он хочет разрушить все линии электропередач, после чего начнется массовый исход горожан в деревни. Всех ученых Стерлигов обещает казнить, ибо от них только вред. Сам он обитает в Истринском районе Московской области. Занимается производством натурального мяса и настоящего хлеба.
Использование роботов и прототипов искусственного интеллекта резко снижает потребность в рабочей силе. Беспилотные автомобили и сельскохозяйственная техника способны вытеснить миллионы занятых. Заводы-автоматы практически работают без какого-либо участия человека. Уже сейчас мы наблюдаем, как исчезают многие профессии.
Согласно Атласу профессий от Сколково, к 2030 г. исчезнут следующие профессии: бухгалтер, сметчик, статистик, менеджер по кредитам, юрисконсульт, копирайтер, библиотекарь, турагент, нотариус, банковский операционист, аналитик, журналист, переводчик, оператор государственных услуг, маклер, риэлтор, логист, диагност, штурман, провизор, системный администратор, вахтер, лифтер, парковщик, почтальон, курьер, охранник, шахтер, бурильщик, прораб, швея, бетонщик, официант, носильщик.
В свою очередь появятся новые профессии: IT-медик, архитектор медоборудования, биотек, генетический консультант, специалист по модернизации строительных технологий, проектировщик инфраструктуры «умного дома», прораб-вотчер, BIM-менеджер-проектировщик, дистанционный координатор безопасности, аналитик эксплуатационных данных, проектировщик интерфейсов беспилотной авиации, тренер творческих состояний, урбанист-эколог, ГМО-агроном, сити-фермер и т.д.
Автоматизации и роботизации подвергаются все процессы, которые можно алгоритмизировать. Поэтому сокращение спроса будет не только на неквалифицированную рабочую силу, но пострадают и творческие работники.
Роботизация рабочих мест бьет в первую очередь по среднему классу. Эта прослойка населения, которая является гарантом стабильности общества, становится все меньше и меньше. Подобная тенденция объясняется двумя факторами. Во-первых, происходит некоторая монополизация средств труда в узком кругу наиболее богатых представителей человечества. Во-вторых, автоматизируются многие интеллектуальные процессы. Например, появление роботов-юристов сокращает тысячи представителей среднего класса. В результате этого общество резко поляризуется по доходам, децильный коэффициент, характеризующий отношение доходов 10% наиболее богатых к 10% наименее бедных, увеличивается.
Сокращение рабочих мест вследствие роботизации и автоматизации по странам будет происходить нелинейно. Особенно пострадают государства с низким уровнем механизации труда. Например, в Африке от практически ручного труда смогут перейти к роботизированному, минуя стадию механизации. Это приведет к высвобождению миллионов работников, и очередная волна миграции накроет Европейский союз. Предыдущая волна была вызвана деиндустриализаций стран Северной Африки, когда местные предприятия не выдержали конкуренции с китайскими производителями.
В Африке положение усугубится тем, что смещение рабочих мест в сторону производства роботов практически не намечается, что связано с громадным технологическим отставанием. Для России тоже стоит учесть этот пример, ибо если не будет развиваться отрасль роботостроения, для чего нужна массовая автоматизация и роботизация рабочих мест, то миллионы людей останутся без какой-либо перспективы трудоустройства. В условиях нашей политики, которую можно охарактеризовать как социально-экономический геноцид, у большинства даже не будет средств для эмиграции в более благополучные страны.
В свою очередь в такой ведущей по роботизации стране, как Японии, не боятся массового сокращения рабочих мест. Для этой страны характерны пожизненные трудовые контракты, и предприятия при автоматизации рабочих мест переучивают работников для выполнения других функций. Можно сказать, в Стране восходящего солнца гармония между инновациями и традиционализмом.
В России уровень роботизации и автоматизации находится на минимальном уровне, поэтому пока высвобождение работников происходит пассивным образом, то есть в результате того, что неконкурентоспособные производства закрываются.
P.S. Текст взят из моей книги "Наше будущее. Роботы уже среди нас"