КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Адрес главного корпуса: г. Калининград, набережная Петра Великого, 1 Телефоны:(4012) 53-17-44, 34-02-44
Е-mail: museum@world-ocean.ru
Время работы
Карта объектов
Билеты и цены / Купить билет On-line
Тактико-технические характеристики
Подводная лодка имеет семь отсеков: носовой торпедный; носовой аккумуляторный и жилой; центральный пост; кормовой аккумуляторный и жилой; дизельный; электромоторный; кормовой торпедный и жилой отсеки. Во втором отсеке расположены каюты командира и офицеров, офицерская кают-компания, гидроакустическая рубка; в четвертом отсеке — каюты офицеров и мичманов, кают-компания старшин, камбуз; в седьмом отсеке — койки для рядового состава, средства спасения и аварийный люк.
Главные измерения:
- длина — 91,3 м;
- ширина — 8,5 м;
- осадка — 5 м;
- автономность плавания — 90 суток;
- дальность плавания экономической надводной скоростью 8 узлов —30 000 миль;
- экипаж — 80 человек: офицеры — 13; мичманы — 11; старшины — 16; рядовые — 40.
Водоизмещение:
- надводное положение — 1945 т;
- подводное положение — 2472 т.
Глубина погружения:
- предельная — 400 м;
- рабочая — 250 м;
- перископная — 9 м.
Максимальная скорость:
- надводное положение —16,8 узлов;
- подводное положение — 16 узлов.
Вооружение:
- шесть 533 мм носовых торпедных аппаратов;
- четыре 533 мм кормовых торпедных аппарата.
Боезапас:
- торпедный вариант загрузки — 22 торпеды;
- минный вариант загрузки — 22 мины и 12 торпед;
- глубина стрельбы — до 100 м.
Б-413 — советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 641. В 1969—1990 годах субмарина несла боевую службу в составе 96-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Северного флота, с 1990 года переведена в состав Балтийского флота. В ходе военной службы подводная лодка неоднократно совершала дальние походы в Атлантический океан и Средиземное море. Участвовала в уникальном дальнем походе 96-й бригады подводных лодок, длившемся более года без замены экипажей. Б-413 неоднократно заходила в иностранные порты с официальными визитами.
Подводная лодка-музей Б-413, Калининград
С 2000 года экспонируется у причала Музея Мирового океана. Сайт TripAdvisor неоднократно включал музейное судно в десятку лучших музеев России. Объект культурного наследия России, корабль-музей, экспонат Музея Мирового океана (город Калининград).
История
12 января 1967 года Б-413 зачислена в списки кораблей ВМФ СССР. Экипаж подводной лодки после формирования и подготовки был временно включён в 39-ю отдельную бригаду подводных лодок Ленинградской военно-морской базы.28 июня 1968 года заложена на эллинге Ново-Адмиралтейского судостроительного завода в городе Ленинграде как большая подводная лодка.
В составе ВМФ СССР
Происшествие с касанием затонувшего судна
7 октября 1968 года субмарина была спущена на воду, после чего переведена по внутренним водным системам в город Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний. 24 ноября на Б-413 был поднят военно-морской флаг СССР, а на следующий день включена в число кораблей ВМФ. 8 января 1969 года вошла в состав Северного флота и зачислена в состав 96-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводной лодки Краснознамённого Северного флота с базированием в городе Полярный. До 1981 года подводная лодка имела бортовой номер «443», а после — «447».С 14 июня по 23 сентября 1969 года лодка совершила первый дальний поход, который длился 102 дня. Подлодка несла боевую службу в северо-восточной Атлантике. Одним из важных эпизодов этого похода было участие в группе кораблей, представлявших три военных флота — Черноморского, Балтийского и Северного, которая посетила с официальным визитом Кубу. Визит проходил с 20 по 27 июля. Б-413 посетила Гавану (Куба). Уникальной особенностью визита было скрытное проникновение в Мексиканский залив. Появление подводных лодок в зоне военного полигона ВМФ США вызвало бурную реакцию со стороны американской прессы. После посещения Кубы Б-413 нанесла деловой визит в порт Конакри (Гвинейская Республика).С 8 апреля по 2 мая 1970 года подводная лодка Б-413 участвовала в манёврах ВМФ СССР «Океан». Участие в учениях проходило в составе 4-й эскадры Северного флота. Подлодкой командовал капитан 2-го ранга А. Н. Трусов. 10 апреля подводная лодка была привлечена к поисково-спасательной операции по спасению терпящей бедствие атомной подводной лодки К-8, но непосредственного участия в спасении гибнущего атомохода Б-413 не принимала. С 15 по 29 мая подводная лодка, составе отряда боевых кораблей Северного флота, нанесла визит в кубинский порт Сьенфуэгос. После этого поход продолжился и завершился 6 октября 1970 года. Общая длительность похода составила 181 день. После похода до середины 1971 года подлодка находилась в ремонте.10 декабря 1971 года подводная лодка Б-413 снова вышла в дальний поход в Средиземное море из которого вернулась 24 июня 1972, проведя в походе 197 дней.С 12 сентября 1973 года по 8 октября 1974 года подводная лодка Б-413 провела свой самый длительный поход: 392 дня в море без замены экипажа! Этот поход был совершён в составе 69-й бригады подводных лодок (плавбаза «Фёдор Видяев», подводные лодки Б-409, Б-440, Б-130, Б-31, Б-105, Б-116 и Б-413) в акватории Средиземного моря. Гибралтарский пролив был пройден 3 октября, а 6 октября началась Война Судного дня. В течение всей войны субмарина несла боевую службу в Средиземном море.1975 по 1977 год подводная лодка Б-413 вела боевую подготовку и несла боевую службу в в оперативной зоне Северного флота. По итогам 1976 года подводная лодка стала лучшим кораблем 4-й эскадры подводных лодок Северного флота.С 1 марта по 4 мая 1977 года Б-413 совершила поход в Баренцевом и Норвежском морях. Длительность похода под командованием капитана 2 ранга Б. Н. Погорелова составила 66 дней. По окончании похода подлодка перешла в город Кронштадт для прохождения ремонта. С 10 ноября 1977 года по 9 июня 1980 года проходила капитальный ремонт на Кронштадтском морском заводе (на время ремонта подлодка входила в состав 10-го ДнРПЛ Ленинградской ВМБ), по окончании которого в июне 1980 году включена в состав 161-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Краснознамённого Северного флота с базированием в городе Полярный.В августе 1980 года командир подводной лодки Б-413 капитан 3-го ранга М. И. Жаренов вывел лодку в море для подготовки к торпедным стрельбам на приз главкома ВМФ. С 8 по 11 сентября отрабатывались задачи по атаке отряда кораблей со стрельбами практическими торпедами. Результат превзошёл все ожидания: торпеда, выпущенная подводной лодкой, попала в винтовую группу флагмана 4-й эскадры подводных лодок Северного флота крейсера «Мурманск». В результате флагман пришлось ставить в док для замены винтов. В середине сентября подводная лодка повторно проводила стрельбы торпедами и снова на «отлично». Результатом обоих учений стало награждение подводной лодки призом главкома ВМФ. В октябре экипажу подводной лодки Б-413 была поставлена задача «провести прорыв сквозь поисковый отряд противолодочных кораблей с применением торпедного оружия в условиях, максимально приближенных к боевым». Подводная лодка успешно выполнила задачу, подтвердив высокие боевые возможности подводных лодок проекта 641. В декабре 1980 года подводная лодка Б-413 принимала участие в испытаниях винтов, которые проводились по претензии Ливии, которая обвинила СССР в поставке лодок проекта 641 с дефектными винтами. Специально созданная государственная комиссия сформулировала требования по различным режимам работы энергетической установки на различных глубинах и скоростях. Подводная лодка, вернувшаяся на базу, создавала дифферент на нос, а члены госкомиссии осматривали винты. Испытания продолжались несколько дней. В результате все претензии Ливии были отвергнуты.В январе 1981 года лодка Б-413 участвовала в учениях по противодействию иностранным подводным лодкам в Баренцевом море. С мая по июнь подводная лодка проходила ремонт в доке поселка Росляково. С 6 по 13 июля лодка в составе бригады участвовала в командно-штабных учениях с задачей: «Завоевание господства в Баренцевом и Норвежском морях в интересах оперативного развертывания сил флота и обеспечения боевой устойчивости РПК СН». В рамках учений отрабатывалось боевое упражнение по атаке отряда боевых кораблей «противника». Благодаря полученной всеми лодками бригады оценке «отлично» 69-я бригада подводных лодок была награждена переходящим призом главкома ВМФ «За отличную торпедную стрельбу».
5 сентября 1981 года подводная лодка Б-413 стояла на якорной стоянке в районе полуострова Рыбачий. Подводной лодке была поставлена задача обеспечивать учения кораблей охраны водного района. На подготовку отводился один час, которого хватило на расчёт и нанесения пяти контрольных точек на карту. В 18:15 подводная лодка погрузилась на глубину 80 метров и далее маневрировала только по счислению. Во время маневрирования командир подводной лодки и штурман сомневались в точности местонахождения корабля, но никаких мер для уточнения не предпринимали. В 23:38 было уточнено местоположение по измерению глубин (с помощью эхолота). Была выявлена ошибка местоположения, которую ошибочно объяснили местным течением, которого на самом деле в этот момент не было. В 4:00 подводная лодка, шедшая со скоростью 3,5 узла, легла на курс 350° для достижения контрольной точки № 5. Эхолот, работавший в режиме самописца, выдавал нечёткую запись, которая затем исчезла. В 4:59 произошёл резкий толчок, сопровождавшийся внезапным нарастанием дифферента на корму. Через три минуты, продув цистерны главного балласта, подлодке удалось всплыть. Уточнение местоположения показало невязку в 1,1 мили, а район местонахождения совпал с местонахождением затонувшего судна. В результате столкновения на субмарине оказалась легко повреждена обшивка в носовой части корпуса, а также пострадала гидроакустическая станция «МГ-15».
Дальнейшая служба
С 1 июля 1982 года по 7 марта 1983 года, с 5 июля по 30 октября 1984 года и с 8 декабря 1985 года по 10 сентября 1986 года подводная лодка Б-413 несла службу в акватории Средиземного моря, находясь в оперативном подчинении командованию 5-й Средиземноморской эскадры. В это время она неоднократно заходила в порты Ливана, Туниса и Сирии для ремонта и кратковременного отдыха экипажа. Во время учений по торпедным стрельбам субмарина стреляла на «отлично» и подтвердила звание «Отличного корабля».В 1987 году Б-413 заняла первое место на Северном флоте по минным постановкам и приказом командующего Северным флотом была объявлена «Отличным кораблем».В начале 1987 года субмарина после подготовки вышла в дальний поход в акваторию Средиземного моря, после которого проходила ремонт в порту Тиват (Югославия). Из-за нескольких месяцев ремонта экипаж потерял боеготовность, поэтому для продолжения боевой службы в Средиземном море был прислан резервный экипаж 161-й бригады подводных лодок. По окончании ремонта с 15 июня по 13 декабря 1987 года несла боевую службу в Средиземном море со 132-м экипажем на борту.В апреле 1988 года подводная лодка Б-413 пришла в порт Полярный, где с мая проходила ремонт в доке 35-го судоремонтного завода. В конце года капитан 3 ранга А. А. Фёдоров вывел субмарину в дальний поход в центральную Атлантику и в Средиземное море. Домой подводная лодка вернулась в начале апреля 1989 года после 181 дня плаванья.В конце июня 1990 года капитан 3 ранга А. Ф. Сорокин по приказу Главного штаба ВМФ перевёл подводную лодку Б-413 по Беломоро-Балтийскому каналу из Белого в Балтийское море, и 19 июля того же года лодка переведена в состав Дважды Краснознамённого Балтийского флота (22-я бригада подводных лодок 14-й эскадры подводных лодок) с базированием в городе Лиепая.
В составе ВМФ России
Несмотря на события 1990—1991 годов, судьба подводной лодки оказалась довольно успешной. В июне 1992 года Б-413 смогла встать на ремонт в 29-й судоремонтный завод в Лиепае. Работы проводились с большим трудом — денег на оплату ремонта у Российского флота было недостаточно. В это трудное для лодки время командиром субмарины стал капитан 3 ранга В. Т. УшаковВ 1994 году Российский флот покинул Лиепаю, оставив в Латвии 22 подводные лодки, плавучий док и другое имущество, но в в конце 1993 года Б-413 под буксиром была переведена в Кронштадт для продолжения ремонта. 23 декабря 1993 года субмарина была зачислена в состав Ленинградской военно-морской базы (25-я бригада подводных лодок 4-й учебной дивизии кораблей) с базированием в городе Кронштадт.В декабре 1997 года министр культуры Российской Федерации Н. Л. Дементьева обратилась к премьер-министру B. C. Черномырдину с предложением передать подводную лодку Б-413 в Музей Мирового океана с размещением в Калининграде.В сентябре 1999 года подводную лодку перевели в Балтийск. Важную роль в передаче субмарины музею сыграли командующий Балтийским Флотом адмирал В. Г. Егоров и вице-адмирал В. А. Кравченко.
Музейный экспонат
Приказом Главнокомандующего ВМФ от 3 сентября 1999 года подводная лодка Б-413 была выведена из боевого состава ВМФ. Согласно директиве Командующего Балтийским флотом адмирала В. Г. Егорова Б-413 передислоцирована из Кронштадта в Калининград, где в конце 1999 года поставлена в док на судоремонтном заводе «Янтарь» для переоборудования под музей. В процессе переоборудования было сохранено внутреннее оборудование и компоновка лодки. Из корабельных систем удалили остатки масла и топлива, все отверстия, выходившие за борт, были задраены и заглушены. Для входа посетителей в лодку был переоборудован люк для погрузки торпед, а на палубе и надстройке было сделано леерное ограждение. В I и VII отсеке были оборудовали музейные стенды.14 июня 2000 года субмарина отшвартовалась у музейного причала в городе Калининград, а 1 июля состоялась торжественная передача подводной лодки Балтийским флотом Музею Мирового океана. 2 июля Б-413 открыта для посетителей как музейный экспонат. На подводной лодке открыта выставка «Из истории российского подводного флота».С 11 мая по 7 июня 2012 года подлодка проходила плановый ремонт на заводе Светлого. Стоимость ремонта составила 12 миллионов рублей.
Б-413 является одним из самых популярных экспонатов Музея Мирового океана. На 24 декабря 2013 года подводную лодку-музей посетило около 2,5 миллионов человек. В 2014 году TripAdvisor включил субмарину в список десяти самых популярных музеев России. Подводная лодка заняла четвёртое место, уступив Эрмитажу, Третьяковской галерее и Оружейной палате. В 2015 году Б-413 заняла в этом рейтинге восьмое место. В 2016 году субмарина также вошла в десятку лучших музеев России.
В 2016 году подводная лодка Б-413, наряду с научно-исследовательским судном «Витязь» и средним рыболовным траулером 129, была включена в реестр объектов культурного наследия народов Российской федерации.Появление подводной лодки Б-413 в музейной экспозиции оказало заметное влияние на отношение к подводным лодкам в составе Российских музеев и впоследствии лодки проекта 641 появились в музеях Москвы (точнее, 641б), Вытегры, Тольятти. При этом Калининградская субмарина отличается наибольшей сохранностью оборудования и интерьеров.
Экспозиция музея
В экспозиции представлены следующие отсеки:
- I отсек: носовой торпедный. В нём на стеллажах боезапаса правого борта находится противокорабельная торпеда 53-65К и якорная реактивная всплывающая мина РМ-2 — подводная лодка могла использоваться в том числе и в роли подводного минного заградителя.
- II отсек: носовой аккумуляторный и жилой. В отсеке представлены каюты командира и офицеров, офицерская кают-компания, рубка гидроакустиков, аппаратные гидроакустических систем МГ-10 и «Арктика-М».
- III отсек: центральный пост, где имеется оборудование, необходимое для управления лодкой: индикаторы радиолокационных станций «Флаг» и «Накат», один из двух гирокомпасов «Курс-5», лаг «ЛР-2», эхолот НЭЛ-6, эхоледомер ЭЛ-1, радиопеленгатор АРП-53 и многое другое. Здесь же место боцмана, посты управления вертикальными и горизонтальными рулями.
- Боевая рубка: посты управления перископами, рулевого-вертикальщика и боевой пост управления торпедной стрельбой.
Кормовой торпедный отсек
- IV отсек: кормовой аккумуляторный и жилой, где расположены рубка ОСНАЗ (радиоразведки), секретная часть, рубка радиосвязи с установленными радиоприемниками и радиопередатчиками УКВ, КВ и ДВ диапазонов, аппаратура сверхбыстродействующей связи «Акула-2ДП». Также в отсеке расположены каюта старшего помощника командира, каюта командира БЧ-5, кают-компания старшин и камбуз.
- V отсек: дизельный.
- VI отсек: электромоторный. Здесь расположены два электродвигателя подводного хода ПГ101, электродвигатель подводного хода ПГ102, электродвигатель экономического подводного хода ПГ104, опреснительные установки ЭД-25-45, электрокомпрессор ЭК-10, а также душевая и гальюн, используемый в подводном положении.
- VII отсек: кормовой торпедный. Кроме оборудования лодки, здесь расположена экспозиция, посвященная гибели атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск».
- Ограждение рубки
Каждый год 24 декабря на подводной лодке отмечается корабельный праздник, сопровождающийся торжественным поднятием государственного флага Российской федерации. На церемонии, кроме экипажа, традиционно присутствуют ветераны подводной лодки, студенты и учащиеся калининградских учебных заведений.
Командиры
Подводная лодка Б-413 одновременно являлась в/ч 63832 и командиры военной части являлись командирами подводной лодки:
- Трусов А. Н.
- Погорелов Б. Н.
- Жаринов М. И.
- Николаев В. А.
- Фёдоров А. А.
- Сорокин А. Ф.
- Струговец Ф. Е. (1987—1988) командир 132-го экипажа
- Лапшин О. П.
- Ушаков В. Д.
- Басаков С. В.
- Начальники подводной лодки-музея:
- Шалюгин В. И.
- Горшков С.
Литература
- Костриченко В. В., Айзенберг Б. А. Часть 1. (подводные лодки). — В: ВМФ СССР И России. Аварии и катастрофы : Касание затонувшего судна подводной лодкой «Б-413» (СФ) 5 сентября 1981 года // Приложение к Военно-Морскому Историческому Обозрению. Специальный выпуск. — 1997. — № 1.
- Кузнецов К., Баврин Е. «Звезда» мирового океана // Техника и вооружение : журнал. — 2011. — № 7. — С. 2—4. Архивировано 12 января 2017 года.
- Кузин В. П., Никольский В. И. «Военно-Морской Флот СССР 1945—1991», ИМО, Санкт-Петербург, 1996.
- Лебедько В. Г. «На всех океанах планеты 1945—1995 гг».
- Апальков Ю. В. «Подводные лодки» т.1 ч.2, «Галея Принт», Санкт-Петербург, 2003.
- Хромов Н. Е. «Подводные Силы Балтийского флота», Кладезь, Калининград, 2006.
- Специальный выпуск ВТА «Тайфун» № 7, Санкт-Петербург, 2008.