Американские спецслужбы проводили операции по вмешательству в политические процессы других стран в течение нескольких десятков лет – с момента создания Центрального разведывательного управления (ЦРУ). Об этом The New York Times рассказали бывший сотрудник ЦРУ Стивен Холл и эксперт по работе спецслужбы Лок Джонсон, сейчас преподающий в университете Джорджии.
Холл в течение 30 лет возглавлял в ЦРУ «российские операции» и ушел в отставку в 2015 году. По его словам, США вмешивались в выборы в других странах в прошлом и, как он надеется, будут проводить подобные операции и впредь. «Если офицера разведки спросить, нарушают ли русские правила или делают что-то необычное, то он ответит – вовсе нет», – отметил Холл.
Джонсон, в 1970-х годах занимавшийся в Конгрессе расследованиями деятельности ЦРУ, указал, что возможное вмешательство России в выборы в США – всего лишь онлайн-версия операций американских спецслужб. Он добавил, что в США занимались тем же с момента основания ЦРУ в 1947 году, используя плакаты, листовки, почтовые рассылки, баннеры, ложные публикации в зарубежных СМИ и «чемоданы с деньгами».
Как продолжает издание, отход США от их демократических идеалов порой оказывался гораздо более значительным по сравнению со всем вышеперечисленным. ЦРУ помогло свергнуть избранных лидеров в Иране и Гватемале в 1950-х годах и поддержало бурные государственные перевороты в нескольких других странах в 1960-х годах. Оно организовывало заказные убийства и поддерживало жестокие антикоммунистические правительства в Латинской Америке, Африке и Азии.
При этом Холл и Джонсон указывают, что в последние десятилетия воздействие России и США на политические процессы в других странах носили разный характер. По утверждениям собеседников NYT, американцы вмешиваются в выборы для того, чтобы продвигать демократию и дать возможность неавторитарным кандидатам бросить вызов диктаторам, а русские при вмешательстве пытаются, напротив, демократию подорвать.
Как отмечает автор статьи, упоминания об истории вмешательств в выборы, как правило, полностью отсутствуют в потоке репортажей о вмешательстве России в американские выборы и о расследовании степени причастности к нему предвыборного штаба Трампа. Это является своего рода напоминанием о том, что российская кампания 2016 года, по сути, была традиционной шпионской операцией — просто с применением новых технологий. Кроме того, она является отражением тех масштабных течений истории, которые обуславливали вмешательства американцев в выборы в период холодной войны и которые обуславливают действия России сегодня.
Научный сотрудник Carnegie Mellon Дов Левин посчитал количество тайных и открытых операций по оказанию влияния на исход выборов в иностранных государствах. Он обнаружил, что с 1946 по 2000 год США провели 81 операцию, а Советский Союз или Россия — 36 операций, хотя список операций России нельзя считать полным.
«Я вовсе не оправдываю то, что русские сделали в 2016 году. Владимиру Путину нельзя было вмешиваться таким образом. Однако те методы, которые они использовали, являются просто цифровой версией тех методов, которые США и Россия использовали на протяжении нескольких десятилетий: взлом кабинетов в штаб-квартирах партий, вербовка секретарей, внедрение информаторов, передача информации и ложной информации газетам», — говорит Левин.
Сотрудники ЦРУ также рассказывали, что количество вбросов информации в иностранную прессу — в основном правдивой и только иногда ложной — достигало 70—80 в день. В период выборов в Никарагуа в 1990 году ЦРУ продвигало репортажи о коррупции левого правительства сандинистов, и оппозиция одержала победу.
Со временем всё больше американских операций влияния стали проводиться несекретно и не ЦРУ, а открыто и Госдепартаментом. В период выборов 2000 года в Сербии США профинансировали успешную кампанию, направленную против националистического лидера Слободана Милошевича: они отправили туда политтехнологов и миллионы стикеров с символом оппозиции и надписью «С ним покончено» на сербском языке, они напечатали огромное множество брошюр, доставленных туда подрядчиком Вашингтона.
Кроме того, США откровенно вмешались в выборы в России как минимум один раз. Американцы боялись, что Борис Ельцин может проиграть на выборах 1996 года своему коммунистическому сопернику, в связи с чем президент Билл Клинтон распорядился провести операцию, чтобы помочь Ельцину. Америка добилась того, чтобы Международный валютный фонд предоставил России кредит всего за четыре месяца до дня выборов. Кроме того, США отправили на помощь Ельцину группу политических консультантов.
Тогда откровенное вмешательство в политические дела России заставило некоторых американцев чувствовать себя крайне неловко. Томас Каротерс, сотрудник Института Карнеги за международный мир, вспоминает, как он спорил с одним чиновником Госдепартамента, утверждавшим, что Ельцин и есть демократия в России. По словам Каротерса, он ответил чиновнику: «Это не то, чем должна быть демократия».
В последние несколько десятилетий наиболее заметным признаком присутствия Америки в политике иностранных государств были финансируемые за счёт денег налогоплательщиков группы, такие как Национальный фонд поддержки демократии (NED, основан резолюцией Конгресса США) , Национальный демократический институт (NDI, основатель - Мадлен Олбрайт) и Международный республиканский институт (IRI, основатель - сенатор Джон Маккейн) которые не поддерживают конкретных кандидатов, но помогают создавать демократические институты, готовить наблюдателей на выборах и учить тому, как нужно проводить предвыборные кампании. Большинство американцев считают такие миссии мягкими и в определённой степени даже благотворительными, но Путин видит в них совершенно иное.
Национальный фонд поддержки демократии (NED) несколько лет назад предоставлял гранты Алексею Навальному, который сейчас является главным политическим противником Путина. В 2016 году этот фонд выделил 108 грантов на сумму $6,8 млн различным организациям в России на различные цели, от «привлечения активистов» до «увеличения степени общественной вовлечённости». Этот фонд больше не публикует имена российских получателей своих грантов, потому что те могут столкнуться с преследованиями со стороны российских властей. Поэтому, пишет The New York Times, нетрудно понять, почему Владимир Путин считает американские деньги угрозой своему режиму, который не желает терпеть реальную оппозицию.
Вечером 16 февраля власти США официально обвинили 13 россиян и три российские компании во вмешательстве в президентские выборы.