Советское воспитание было коллективистским. С детского сада до рабочего коллектива путь советского человека проходил в тесном объединении людей. Школа
учила детей быть коллективистами, причем воспитательные методы были порой хорошими, а порой оставляли желать лучшего. Поговорим о хороших.
Способ первый. Класс разбивался на небольшие группы – сначала октябрятские звездочки, потом – пионерские звенья. Что давало такое деление? Дети могли заниматься интересными делами в коллективах по 5-6 человек. Они выпускали стенгазеты, собирали макулатуру, готовили номера художественной самодеятельности - и все это сообща.
Способ второй. Хорошие ученики подтягивали отстающих, занимались с ними после уроков или даже дома. Таким образом, нагрузка учителей чуть-чуть снижалась (хотя они, конечно, должны были следить за процессом). А дети получали много полезного: учились взаимовыручке, ответственности, самостоятельности.
Способ третий. Совместный труд. Начиная с первого класса, советские школьники выполняли посильную работу: убирались в классах и вестибюлях, выходили на субботники по очистке пришкольной территории, собирали металлолом и макулатуру. Все это также делалось на коллективной основе, даже ежедневную уборку в классных комнатах выполняли по двое – соседи по парте.
Способ четвертый. Участие в соревновании. Звенья соревновались со звеньями, звездочки – со звездочками, классы – с классами. В зачет шли многие показатели: учебные успехи и дисциплина, участие в общественной жизни, школьных мероприятиях, количество собранного вторсырья и т.д. Победителям выдавались грамоты, но иногда присуждались и более существенные награды – например, поездка классом в другой город.
Способ пятый и, может быть, самый действенный. Я имею в виду неформальные, добровольные мероприятия, которые организовывали сами ученики, учителя и родители, а не инициировались пионерией и комсомолом. Это выезды на природу, походы в кино и театр, обсуждения животрепещущих вопросов на классных часах. Поводом для внезапного объединения могла быть болезнь товарища, которого нужно было навестить в больнице, или спонтанное решение ехать собирать ландыши в майском лесу. Разумеется, такую работу проводили только неравнодушные учителя, которым помогали заинтересованные родители.