Обзор организаций и сервисов
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), ежегодно в мире уничтожается около трети произведенных продуктов питания, или 1,3 млрд тонн еды. Это связано как с процессом их производства — например, сбора урожая — так и с выбрасыванием непроданных или неупотребленных товаров магазинами, ресторанами и домохозяйствами.
Масштабы проблемы
Потери различных типов продуктов:
Качественных продуктов, которые не смогли употребить по разным причинам в течение года, хватило бы, чтобы прокормить примерно 2 млрд человек. При этом в мире не получает достаточно питания менее 1 млрд людей.
Производство еды, которая впоследствии теряется или выбрасывается, также требует множество ресурсов и оказывает негативное воздействие на окружающую среду:
- занимает около 1,4 млрд гектаров земли, в том числе 18% полей, — больше площади Китая;
- использует 21% потребляемой чистой воды;
В результате только в США ежегодно на производство, транспортировку и уничтожение несъеденных продуктов уходит $218 млрд.
#подробнее О масштабах и последствиях потери продуктов в инфографике FAO и Всемирного банка:
Опыт государств в решении проблемы
В мире действует широко развитая сеть “банков продовольствия” (food bank) — благотворительных организаций, принимающих продукты в качестве пожертвований. После проверки качества еды такие банки либо передают их приютам, бесплатным столовым и другим благотворительным организациям, либо раздают нуждающимся напрямую.
#справка Первый банк продовольствия открылся в США в 1967 году. В Европе аналогичные организации действуют с 1984 года, а в России — с 2012
Развитие ассоциаций банков продовольствия:
#подробнее Об истории и успехах банков продовольствия в докладе FAO
Сокращение потерь продуктов питания также стимулируется различными государственными программами:
Законы. Во Франции и Бельгии крупным супермаркетам запрещено выкидывать излишки продуктов, не предложив их банкам продовольствия.
Штрафы. В некоторых регионах Южной Кореи домохозяйства платят за выброшенный органический мусор, причем сумма зависит от его веса.
Поощрения. Часть стран ЕС и США предлагают налоговые льготы компаниям, отдающим еду на благотворительность. Данная мера особенно важна для гостиниц, кафе и ресторанов — еду в них можно продавать лишь в течение разрешенного санитарными нормами времени.
Наш инсайдер в сфере общепита в России:
“В среднем и малом бизнесе в России тяжело дела обстоят с различными послаблениями от государства. Их внедрение положительно бы повлияло на состояние отрасли в целом: как минимум, улучшилось бы качество предлагаемой продукции в ресторанах, гостиницах и кафе.
Сейчас контроль государства в сфере общепита происходит через соблюдение санитарных норм. Однако на деле все происходит так: пришел санитарный инспектор — нормы соблюдаются, ушел — о них забывают.
С просрочкой работают по-разному: стараются или продать, или переработать в продукты, которыми невозможно отравиться — соуса, например. Также распространенная практика: еду, которая скоро испортится, направляют на питание персонала.
Каждый бизнес понимает, что при просрочке продуктов теряются деньги, и чем больше бизнес, тем больше он на этом теряет. И им проще такие продукты куда-то сдать или переработать, чем просто выкидывать их. Здесь как раз были бы уместны различные программы от государства, которые финансово простимулируют избавляться от просрочки.”
#подробнее О существующих и возможных государственных мерах сокращения потерь продуктов в докладе Совета по охране природных ресурсов США (NRDC)
Опыт бизнеса в решении проблемы
Большое количество компаний (хотя и не в России) предлагает различные решения для борьбы с выбрасыванием еды. С 2016 года также работает The Good Kitchen — специальный акселератор стартапов, работающих над данной проблемой.
Ниже — примеры компаний и сервисов, которые различными путями сокращают количество выбрасываемой еды: помогают сохранять ее свежесть при транспортировке и хранении, позволяют отдать ее нуждающимся, переработать отходы и так далее.
Сбор урожая и перевозка продуктов
По расчетам FAO, 40% потерь еды в развивающихся странах происходит в период ее производства. Некоторые стартапы предлагают решения для более своевременного сбора урожая и более эффективных перевозок.
VitalFields. Платформа повышает эффективность сельского хозяйства. Это делается через отслеживание погоды и качества урожая, напоминания о необходимых работах и через предсказания вероятности заболевания растений.
BluWrap. Компания отслеживает температуру и количество кислорода в контейнерах для перевозки еды, продлевая срок ее годности.
BT9 XSENSE. Стартап предлагает сервис по отслеживанию качества продуктов на протяжении всего процесса транспортировки с уведомлениями и последующей аналитикой.
#интересное На этапе производства и транспортировки перспективной технологией для сокращения выбрасываемых продуктов может стать интернет вещей. Подробнее об этом на TechRepublic
Отслеживание и продление срока годности
Часть продуктов питания выбрасывается в пригодном для употребления состоянии. Еще часть могла бы остаться годной дольше при правильных условиях хранения. Ниже список компаний, которые помогают оценивать и продлевать свежесть еды.
Amazon. После специальной фразы “ask Save The Food” у умной колонки Alexa, производимой Amazon, можно узнать, как правильно хранить тот или иной продукт и как проверить его свежесть.
Apeel Sciences. Компания использует отправляемые на переработку излишки овощей и фруктов, получая из них вещества для продления свежести других съедобных растений.
Bluapple. Производимые данной компанией приборы удаляют из холодильника выделяемый овощами и фруктами этилен, в закрытом помещении ускоряющий их порчу.
Уменьшение излишков
Продукты и блюда, оставшиеся непроданными в магазинах и предприятиях общепита, как было сказано выше, можно отправить в банк продовольствия. Однако некоторые стартапы предлагают альтернативы — например, сокращать закупки, продавать со скидкой или перерабатывать.
Mintscraps. Платформа, использующая датчики, позволяет ресторанам отслеживать неэффективные закупки. Сервис также предлагает соревноваться с конкурентами, показывая, кто лучше сокращает издержки, больше отправляет на благотворительность и эффективнее перерабатывает излишки.
KDC Ag. Компания перерабатывает излишки продуктов в удобрения и корма для животных.
Karma. Приложение для Android и iOS связывает кафе и рестораны, желающие со скидкой продать оставшиеся после окончания рабочего дня излишки еды, с потребителями.
OLIO. Данная платформа — аналог Karma. Однако оно позволяет потребителями обмениваться едой или отдавать ее друг другу.
Больше примеров компаний и проектов по теме на Wired, The Guardian, GreenBiz и AgFuderNews.
Эта статья изначально была опубликована в Дайджесте DTI — нашей еженедельной подборке самых актуальных экономических новостей. Подписаться на Дайджест можно по ссылке.
Читайте больше интересных статей на blog.dti.team
Подписывайтесь на нас в Telegram и на Facebook