- Расскажи, с чего родилась идея полета?
- Полет осуществлялся в целях перегонки самолета "Элитар Сигма", который был продан. Приобреталась Цесна-182 на аэродроме Камышино. В качестве обмена классами - сверхлегкая авиация менялась на легкую. Самолет был продан в Москву на аэродром Шевлино. Одним из условий продажи было то, что самолет будет перегнан к месту назначения за счет покупателя.
"Элитар Сигма" была выпущена в Самаре. Долгое время находилась там как опытный экземпляр, "витринник". Позже была куплена аэродромом Камышино. На дне ВДВ жители Омска могли наблюдать полеты и пилотаж в т.ч. на данном экземпляре. У самолета примечательная летная история - побывал не раз в Новосибирске, на Танае. В основном, использовался здесь как прогулочный и для тренировок. В частности, это мой первый самолет, за штурвалом которого я впервые поднялся в небо. Оборудован он двигателем Rotax-912, как "Аэропракты" и многие самолеты СЛА.
Идея полета вынашивалась где-то месяц. Но к концу было принято решение, что самолет будет разобран и поедет к новому владельцу на фуре. В один из вечеров мне позвонил хозяин самолета Александр: «Завтра хочешь - не хочешь, в 7 утра мы вылетаем».
С одной стороны, для меня это было очень неожиданно, можно сказать, я растерялся, а с другой - обрадовался. На тот момент я был курсантом, летал на данном самолете и понимал, что перегон послужит для меня богатым опытом. Перелет предстоят большой, уникальный. Более того, сам хозяин самолета таких дальних перелетов не делал до этого. Предстояло ехать на аэродром и готовиться к полету. Все было в рамках закона, на самолет имелись все документы, как и согласования по маршруту. До поздней ночи мы готовились к перелету. Маршрут изначально был продуман так - Омск, Курган, Уфа, Казань, Нижний Новгород, Москва. Приехали на аэродром, подали заявку, легли спать.
Нас встретили, заполнили все документы, формуляры, поздравили. После этого мы сразу собрались лететь на Уфу на аэродром Первушино.
- И там у вас случился мини-инцидент?
- Да. Подбегает к нам техник:
- Ребята, вам надо валить...
- Да нам рано еще... Облачность с Урала еще не ушла, надо еще 40 минут ждать...
- Нет, давайте улетайте и лучше 40 минут полетайте где нибудь...
- А что случилось?
- Приходил проверяющий.
Саша, засмеявшись, говорит:
- Ура, это будет первая проверка, за всю мою жизнь! А что такого, все в порядке, документы на самолет есть, летная регистрация и пилотское есть, заявка подана, все формуляры заполнены.
- А он нашел косяк.
- Какой?
Оказывается есть коронные гайки и болт. В шпильке, на которой они затягиваются, сверлится отверстие, туда вставляется шплинт. Везде в авиации применяется контровка в виде проволоки или шплинтов. Так вот, оказывается, контровка вставляется именно в шляпки болтов, если что то контрить. Но если присутствует коронная гайка, то должен стоять шплинт, а у нас там была контровка. Суть не меняется. Но он докопался именно до этого шплинта.
- А где проверяющий?
- Он тоже покушать пошел. Сказал: "Поем и приду".
Мы переглянулись:
- Ну что, давай запускаться.
Еще к тому же на аэродроме не оказалось бензина.
- И как выходили из положения?
- Взяли канистры, любезно предоставленные РП, и поехали на ближайшую заправку "Газпром". Пришлось делать две ходки, так как двух двадцатилитровых канистр - было не достаточно, чтобы нас заправить на Москву. Еще купили воронку на заправке, чтобы залить бензин в самолет, ее на аэродроме тоже не было. И самое что примечательное, после всего этого РП с нас взял 800 рублей за посадку-взлет. Ни на одном аэродроме на нашем маршруте - такого не было. Я бы Челавиа за сервис сам отдал 800 р. лучше, но не взяли, а тут - на тебе! Стыдно Богородск! Простите! Но Богородск - самый худший аэродром по нашему маршруту. Быстро заправились и ну его на фиг.
Прошли Гусь-Хрустальный. Пролетели над Орехово-Зуево, доложились, взяли курс на Ногинск. Диспетчер постоянно, буквально каждые минут 5-7 спрашивал наше место. Раз 5 менял нам высоты. Не скучно, в общем. Мы на пластмассовом самолете и на обзорных радарах нас не видно.
С Ногинска пошли на Мытищи. По плану должны были лететь на Воровского. Прошли военный аэродром Чкаловский, который надо было огибать севернее, но так получилось, что мы дошли до Железнодорожного. Я попросил спрямление с Балашихи на Шолохово. Диспетчер разрешил и попросил нас идти на минимально безопасной высоте, не более 200 м по приведенному давлению 765. Мы снизились на указанную высоту. Подлетая к Мытищам, понимаем что летим прямо в ад ) А выше нельзя... Здесь находится Шереметьево-круг. А значит летают большие Боинги и Эйрбасы ) Стояли две большие "свечки" по нашему маршруту, мы пролетели чуть ли не прямо между ними. Далее прошли национальный парк "Лосиный остров" и заняли высоту 300 метров, хотя бы чуть немножко повыше. Подлетаем к Шереметьево, в работе 07-е полосы, т.е. самолеты взлетают в нашу сторону. Мы четко пересекали глиссаду.
Беседовал - Максим Гольбрайхт
Фото - Максим Порицкий
https://vk.com/spottingomsk