Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Самодельные MRAP Родезии. Часть 2: Земные луноходы

В прошлом материале мы коснулись предпосылок использования миннозащищенных машин в Родезии. Но, естественно, минной защитой БТР не ограничились! Были и специальные MRAP, в которых защита от мин была возведена в абсолют. Идеи, заложенные в них актуальны и сегодня, а внешний вид заставит задуматься даже искушенного знатока.

Мины были главным оружием партизанской войны на юге Африки.
Мины были главным оружием партизанской войны на юге Африки.

Говоря кратко, идея защиты от мин зиждется на двух моментах. Это V-образное днище, которое отводит взрывную волну от экипажа, и максимально высокое расположение кабины. Делая миннозащищенный транспорт на основе «классического» БТР, конструкторы сталкиваются со многими ограничениями: как соединить капсулу с деталями трансмиссии и подвески? А если создавать узкоспециализированную машину, которая бы строилась вокруг минной защищенности – то тут все проще. Автором таких конструкций был известный родезийский инженер и фермер Эрнест Кошель, который дал миру те «луноходы», о которых мы поговорим ниже.

Автор родезийских MRAP в окружении семьи.
Автор родезийских MRAP в окружении семьи.

Leopard Security Vehicle

Округлые дуги делают переворот более "комфортным".
Округлые дуги делают переворот более "комфортным".

MRAP Leopard – это, пожалуй, самая необычная боевая машина в мире. Несмотря на то, что военные ее не жаловали. Чаще она использовалась для перевозки гражданского населения и членов правительства во время войны в Буше (1964 - 1979)

Шасси и моторное отделение максимально отделены от пассажирского объема. Это привело к низкой надежности и проходимости.
Шасси и моторное отделение максимально отделены от пассажирского объема. Это привело к низкой надежности и проходимости.

Эрнест Кошель представил новую машину в 1974 году, когда война в Родезии была в самом разгаре. Машина легла в основу броневик из ЮАР Buffel. Но с некоторыми оговорками. Машина Кошеля была меньше, а водитель был по правую сторону. Три пассажира помещались на скамейке справа за водителем, а еще два – слева за ними. В движение «Леопард» приводился немецким мотором воздушного охлаждения Volkswagen Type 1, который располагался в небронированном коробе за задней осью.

Кокпит Леопарда был по-спартански утилитарным.
Кокпит Леопарда был по-спартански утилитарным.

Форма машины всецело продиктована безопасностью. Бронекапсула имела V-образное дно и мягкое покрытие крыши, которое должно было гасить взрывную волну. Снаружи кабину окружают металлические каркасы безопасности, которые делают переворот машины от взрывной волны максимально прогнозируемым.

Подвески машины находятся на максимальном удалении от корпуса, дабы взведенная мина взорвалась как можно дальше от него. Они, ровно как и моторно-трансмиссионное отделение, сделаны отделяемыми от бронированной капсулы, что делает эту машину первым в мире MRAP с монококом. За безопасность пассажиров после взрыва отвечали ремни безопасности – поясные и через плечо.

"Бричка" войны в Буше.
"Бричка" войны в Буше.

За четыре года производства на Willowvale Motor Industries Ltd. было собрано более семисот машин этого типа. Они предназначались, прежде всего, для членов правительства и мирных жителей Родезии, ведь именно они становились главной целью атак повстанцев. В армии машину не оценили. Естественно, Leopard не был пределом мечтаний непризнанного государства. Но санкции, которыми обложили Родезию от имени ООН, не позволяли приобрести более совершенные машины. Тем не менее, она обогнала свое время. Многие машины из Родезии отправлялись в ЮАР для изучения конструкции, которая легла в основу южноафриканских MRAP. В частности, знаменитого Buffel.

Вариант с двумя дверьми в корме был создан для SAS Родезии, но те машину не оценили.
Вариант с двумя дверьми в корме был создан для SAS Родезии, но те машину не оценили.

Несмотря на превосходный уровень защиты, Леопард обладал критическими недостатками. Мотор часто грелся, да и мощности его не хватало для езды по бездорожью. А модульные узлы конструкции могли самопроизвольно отсоединиться. По этой причине и полиция, которая сперва тестировала новинку, отказалась от машины в пользу более совершенных Кугуаров.

-8

В войне машина, в общем, не участвовала, оставаясь «своеобразным такси» Родезии. Известно, что несколько сохранившихся машин были переданы Зимбабвийским военным, у которых уникальные MRAP быстро исчерпали свой ресурс.

MRAP Pookie

Машина, которую прозвали в честь небольшого африканского зверька галаго (в народе - Pookie). Зверь примечателен тем, что он самый распространенный в своем роде на континенте, и видит ночью, что не совсем отвечает родезийской машине.

Инженеры из Формулы-1 и представить не могли, по каким дорогам придется ездить их шинам.
Инженеры из Формулы-1 и представить не могли, по каким дорогам придется ездить их шинам.

За основу этой машины Эрнест Кошель взял узлы немецкого Volkswagen Combi. Над шасси монтировалась крайне компактная одноместная кабина с V-образной нижней частью. По замыслу авторов машины, она сможет «парить» над минами, не вызывая их детонацию. Для этого были использованы максимально широкие шины. Производить самостоятельно такие было сложно, но тут на помощь пришли соседи из ЮАР, которые недавно принимали Гран-при Формулы-1. Ну, вы поняли? Скупив отработанные покрышки, которые уже не годились для трека, но вполне подходили для покатушек по заминированным дорогам, их установили на новую машину. Считалось, что удельное давление Pookie на грунт было меньшим, чем у человеческой ноги.

"Воздушника" Volkswagen хватало для компактного "самоходного миноискателя"
"Воздушника" Volkswagen хватало для компактного "самоходного миноискателя"

Для поиска мин были выделены два миноискателя, которые устанавливались по бокам. В «походном» положении по проверенным местам эти приспособления приподнимали.

Данные о выпуске рознятся. Считается, что с 1976 по 1980 год было произведено до восьмидесяти машин этого типа. Как утверждают родезийские военные, ни одна машина не активировала наземную мину. Тем не менее, за время эксплуатации было потеряно 12 машин, а один оператор погиб. Эти жертвы на счету дистанционно-управляемых мин и огня гранатометов.

Pookie в привычной стихии.
Pookie в привычной стихии.

Спустя почти 20 лет, родезийской машиной заинтересовались в Британии. Частная компания Minetek произвела некоторое количество подобных MRAP, которые отличались лишь наличием гидроусилителя руля и иным мотором. Вполне успешно ее продавали частным компаниям, которые добывали нефть из «демократизованных» регионов Афганистана и Сомали.

В "рабочем" положении миноискатели, расположенные по бокам кокпита, опускались.
В "рабочем" положении миноискатели, расположенные по бокам кокпита, опускались.

На этом не ограничивается обширный парк техники Родезии, некоторые образцы которого пережили страну-прародителя. Более того, многие идеи Кошеля живы до сих пор, а большинство MRAP ЮАР – это плоды родезийского инженера