Основу археологических коллекций составляют различные предметы, обнаруженные в ходе полевых исследований. Но помимо этого, отдельные артефакты попадают в руки ученых и другими путями. Об одном таком случае, достаточно курьезном, я и расскажу.
В 1990-х годах, в течении нескольких полевых сезонов, мы исследовали одно городище в Ленинградской области. Этот памятник был связан со славянским расселением на Северо-Западе лесной зоны Восточной Европы и датировался IX – началом X вв. Раскопки были достаточно интересными, и принесли немало новых научных данных. Коллектив в экспедиции сложился замечательный, это отражалось и в слаженности работы на раскопе, и в культурном времяпрепровождении вне его.
Моим любимым занятием в свободное время была конечно же рыбалка. Здесь рядом протекает небольшая река, где я с различной степени успешности ловил плотвичек, красноперок, подъязков и подлещиков. А однажды мне даже попалась пара неплохих лещей.
Один из участников экспедиции, вдохновленный таким уловом, напросился со мной на рыбалку. Не смотря на то, что я любил рыбачить в одиночку, отказывать ему не стал. Единственное, я воспользовался случаем и отправил его копать червей на отвал старого раскопа, где они были самые толстенькие и в достаточном количестве.
На рыбалку мы отправились после ужина, расположились на моем любимом месте, в нескольких метрах друг от друга. Клев в этот вечер был очень плохой. Мелкая рыбешка постоянно объедала червяка, а рыбки покрупнее нас вовсе игнорировали. Моему напарнику достаточно быстро надоела такая скучная ловля, и он вернулся в лагерь экспедиции. Для меня же улов был делом десятым, я просто наслаждался прекрасным вечером, предаваясь любимому увлечению.
В какой-то момент у меня закончились черви, и я вспомнил, что мой напарник предварительно их разделил на две части, чтобы не бегать за ними друг к другу. Я начал пересыпать содержимое его баночки в свою, и тут вдруг заметил, среди комочков и извивающихся тел, некий круглый предмет размером с монетку. На одной стороне проглядывал орнамент. Я тут же завершил рыбалку, и помчался в лагерь. Там мы почистили мою находку, которая оказалось вот такой вот подвесочкой из свинцово-оловянистого сплава.
Подобные круглые подвески и нашивные бляшки периодически находят во время раскопок, есть и научное исследование, где такой тип рассмотрен среди прочих. Его автор считает, «что распространение техники изготовления мелких украшений из свинцово-оловянистых сплавов в Причудье и Приладожье сопровождалось заимствованием и усвоением основных типов украшений, которые изготовлялись в этой технике там, где она была зафиксирована на рубеже VI-VII вв, а именно, на раннесредневековых славянских памятниках Румынии, Поднестровья, Побужья и Польши».
Впрочем, есть еще работа Н.В. Ениосовой «Литейные формы Гнёздова» (1998 г.), в которой исследователь отнесла происхождение традиции изготовления рассмотренных в статье предметов к скандинавскому кругу древностей. Среди аналогов к одной из литейных форм, в этой статье приведен рисунок подвески из свинцово-оловянистого сплава происходящий из шведской Бирки – одного из крупнейших торговых центров эпохи викингов. И эта подвеска, пожалуй, самый ближайший аналог и нашей находке. На рисунке ниже – подвеска из Бирки с левой стороны.
Вот так увлечение рыбной ловлей одного из участников археологической экспедиции помогло обрести достаточно редкое древнее украшение, споры о происхождение которого, еще не раз возникнут среди ученых.
Еще об интересных находках можно прочесть в заметке «Необычная находка петербургских археологов – почти что клад»