Продолжаю рассказ об объектах Нахабинского полигона инженерных войск.
Часть 3 о том, как мы после блужданий по лесу и осмотра прочих достопримечательнойсть наконец спустились под землю в систему коммуникаций и огневых точек была здесь.
Именно это место в передаче "Искатели" устами безумного Андрея И. получила наименование СПУР. Не знаю как это расшифровывается, но Андрей усиленно втирал доверчивым телезрителям историю о том, что здесь, на подступах к Москве были заживо замурованы под землей заключенные ГУЛАГа, призванные остановить полчища гитлеровцев, сражаясь с ними в подземной тюрьме особого назначения. Не знаю что он курил перед таким откровениями, но противоштурмовые решетки в потернах у него вызывали вполне определенные глюки и объяснения.
Мы же, историки, люди которые рассказывают истории (копирайт сами знаете кого) воспринимали объект вполне приземленно, пытаясь успеть зафиксировать безжалостно уничтожаемую военными уходящую натуру с уникальными сооружениями 30-х и более поздних годов ХХ века. их вооружением и оборудованием.
К сожалению, сейчас большинство площадок полигона безвозвратно уничтожено, бетонные сооружения разрушены, а оборудование и вооружение, достойное лучших музеев мира сдано в металлолом. Если посмотреть на гуглокарту то можно увидеть, что площадка № 6 где мы блуждали по лесу сейчас полностью вырублена и расчищена под застройку новой воинской частью. Восточная площадка полигона со второй подземной "системой" отведена под застроку домами не бедных людей, а танковые башни и скрывающиеся установки сданы в месталлолом. Наша площадка под номером 4 пока еще не застроена, но уже во время ее посещения мы заметили что военные рьяно курочают металл орудийных установок.
А ведь если чуть поразмыслить здесь, под самой Москвой мог расположиться уникальный фортификационный музей, на несколько порядков по своей зрелищности превосходящий беларускую "Линию Сталина". Но в нашей стране такого просто не может быть ибо все интересы чиновников и бизнесменов направлены только на повышение своего собственного благосостония и создания никому не нужных псевдо-патриотических проектов для народа типа "Россия - моя история". А на саму овеществленную историю мы как раз и плюем.
В этой ситуации поражает и роль военных. На протяжении десятилетий несколько поколений советских инженеров возводили здесь опытные фортификационные сооружения и испытавил иностранные конструкции, создавая редчайший по разнообразию фортификационный комплекс, только затем, чтобы поколение современных людей в погонах пустило все это под газовый резак и нож бульдозера.
Итак, по потерне в полной темноте при свете фонарей прошли от ДОТа (№ 1 на схеме) через оборонительный тамбур до артиллерийского полукапонира (№ 12 на схеме).
Осматриваемся в первом помещении - убежище (№ 14 на схеме ниже). Помещение предназначено для укрытия и отдыха гарнизона. В помещении размещаются нары (в данном случае разборные, а не откидные), отопительный котел с печью для приготовления пищи, кухонный инвентарь, запас продовольствия, регенеративная установка и аккумуляторные фонари. Скобтрап ведет на верхний этаж к боевым орудийным казематам. Судя по следам жизнедеятельности здесь распивали...
Проходим в соседнее помещение силовой (9). Здесь сохранился дизель-генератор ДСА-20 (2 ЧА 12,5/13). Силовой агрегат состоит из двухцилиндрового четырехтактного дизеля водяного охлаждения, мощностью 20 лс сопряженного с генератором С-81-4 переменного тока. Агрегат выдает ток напряжением 230 В, силой тока 37,6 А обеспечивающего работу электродвигателей вентиляторов, водяного насоса, основного освеещения сооружения и зарядного устройства для аккумуляторов. Агрегат достаточно капризный и требующий тщательного соблюдения инструкций при эксплуатации и обслуживании. Например, масло в картере двигателя меняется каждые 50 часов работы, т.е через двое суток непрерывной работы. Запас ГСМ в ДФС должен обеспечивать работу генератора в течении 3-х суток. При температуре ниже +10 гр. С необходим прогрев двигателя горячей водой и подогрев масла перед пуском.
На дальней стенке мы видим насос для подачи воды в бак системы охлаждения двигателя. Над агрегатом расположен воздухозаборник вытяжной вентиляции. По всей видимости прорыв выхлопных газов от двигателя в помещение не редкость.
Не найдя больше ничего интересного на нижнем этаже, поднимемся на верхний к боевым казематам. Продолжение следует...
Оригинал поста для обсуждения в моем блоге starcom68
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен
#Полигон #Артиллерия #ДОТы #Фортификация