Мы знаем или думаем, что знаем многое о Робине Гуде — героическом лучнике из английского фольклора, который якобы грабил богатых и отдавал добытое бедным. Однако факты о нём говорят противоположное. Историк Дэвид Болдуин развенчивает самые популярные мифы, сложившееся вокруг фигуры легендарного персонажа:
Миф 1: Робин Гуд существовал в реальности
Робин Гуд — вымышленный архетип героя, построенный на разочарованиях и амбициях времён Средневековья. В XIII веке Робином (или Робертом) Гудом (ака «Ход» или «Хьюд») называли мелких грабителей. Неслучайно его имя созвучно слову robber (грабить). Но ни один из современных историков не может отождествить его хоть с одним знаменитым преступником того времени.
Существовали люди, подобные Робину, чаще всего беглые преступники, которые нарушали «лесные законы» [непопулярные законы, утверждающие, что обширные лесные участки принадлежат королю и только ему разрешено в них охоться]. Угнетённые крестьяне восхищались этими преступниками. Но личность (или личности), которые вдохновили на создание легенды о Робин Гуде никогда не существовали под таким именем.
Миф 2: Робин жил во времена правления Ричарда Львиное Сердце
Робина Гуда часто изображают противником амбициозного принца Джона и союзником его арестованного брата Ричарда I (1189-99). Однако этих трёх человек в одном контексте собрали в XVI веке писатели времён правления Тюдоров.
Другого Робина Гуда обнаружили (без особых оснований) в «Уэйкифилдском протоколе судов» времён правления Эдуарда II (1307-27); некоторые полагали, что он был сторонником Симона Де Монфора и погиб в битве при Ившеме в 1265 году.
Однако с полной уверенностью можно сказать, что преступник Робин появился в народной мифологии к моменту написания Уильямом Ленглендом «Видение о Петре-пахаре» в 1377 году. В ней капеллан Лень говорит: «Я не знаю как следует исполнять pater noster (Господня молитва на латинском языке — ред.), как его поет священник, но я знаю стихи о Робин Гуде и Рандольфе, графе Честерском».
К сожалению, непонятно как именно Робин связан с Рандольфом «де Блундевиллем» графом Честерским (рожденном в 1232 году), или как стихи о нём возникали в различных традициях.
Миф 3: Робин Гуд был филантропом, который грабил богатых и отдавал добытое бедным
В 1521 году шотландский историк Джон Мейджор написал: «Робин никогда не поднимет руку на женщин, не отберет ничего у бедных, но поделится с ними тем, что заберет у аббатства». Однако в ранних балладах эта информации отсутствует: в самой длинной и возможно старой балладе «Малая жеста о Робин Гуде», которую, как считают, написали в период 1482-1500 годов, но вероятнее всего в 1400 году, говорится, что Робин всего лишь «несёт беднякам благо».
Однако в то же время Робин готов дать взаймы деньги рыцарю. В «Малой жесте» и в других балладах нет никаких упоминаний о том, что он делился деньгами с крестьянами или раздавал их в интересах общества. Наоборот, в этих историях он калечит поверженного противника и даже убивает ребёнка, что выставляет его в совсем другом свете.
Миф 4: Робин был обездоленным дворянином, граф Хантингтонским
Опять же, нет никакой реальной подоплеки для этой теории. В ранних балладах Робин всегда йомен ( в феодальной Англии свободные мелкие землевладельцы, которые самостоятельно обрабатывают землю — ред.), как и его приверженцы. Так откуда возникла эта идея? Живший в 1530 году Джон Леланд относился к Робину Гуду как к nobilis exlex — благородному разбойнику, подразумевая, что он, возможно, был из высшего класса.
В 1569 году историк Ричард Графтон утверждал, что нашёл «в одной старой брошюре» доказательство, что Робин «получил титул графа» из-за «мужественности и рыцарских деяний»; идею впоследствии популяризировал Энтони Мандей в своих пьесах «Падение Роберта, графа Хантингтонского» и «Смерть Роберта, графа Хантингтонского». Обе написаны в 1598 году. Кроме того, Мартин Паркер в опубликованном в 1632 году «Правдивом сказании о Робине Гуде», недвусмысленно заявил, что «известный разбойник, Роберт Граф Хантингтон, в народе называемый Робином Гудом, умер в 1198 году», но настоящим графом Хантингдоном (единственная возможная интерпретация «Хантингтон») был Дэвид Шотландский, который умер в 1219 году. После смерти сына Давида, Иоанна, в 1237 году больше не было никаких графов Хантингдонов. Это звание предоставили Уильяму де Клинтону спустя столетие.
Миф 5: Робин женился на деве Мэриан в церкви Святой Марии в Эдуанстоу
Дева Мэриан теперь такая же часть истории Робин Гуда, как и сам Робин, но изначально о ней существовала отдельная серия баллад. Любопытно, что у Робина и разбойников из самых ранних сказаний, кажется, не было ни жён, ни семей. Единственный интерес к женщинам у Робина проявлялся в почитании Девы Марии. Писатели, возможно, посчитали, что эта преданность неуместна в годы после протестантской Реформации в XVI-м веке. Возможно, тогда Мэриан и включили в рассказы в качестве альтернативного женского образа. За этим неизбежно последовал «брак» Робин и Мэриан.
Миф 6: Робин был похоронен в Йоркшире и его могилу до сих пор можно увидеть там
Согласно легенде, Робин отправился в Кирклисс по болезни (дата неизвестна). Был намерено обескровлен настоятельницей и из последних сил выпустил стрелу, которая должна была показать, где он должен быть похороненным.
Тем не менее, писатель времен Тюдоров Ричард Графтон полагает что настоятельница похоронила Робина на обочине дороги, «где он обычно грабил путешественников». И на его могилу опечаленная настоятельница положила надгробный камень, на котором были начертаны имена Роберта Гуда, Вильгельма Голдесборо и других. И похоронила она его там для того, чтобы странники и путешественники узнали о смерти Робина и могли без страха путешествовать, чего они не посмели сделать, пока преступники были живы. И в обоих концах могилы был возведен каменный крест, который можно увидеть и сейчас».
На рисунке, сделанном антикваром Натаниэлем Джонстом в 1665 году, изображена плита, украшенная крестом «fleuree» (вертикальные кресты исчезли, предположительно, ещё в те времена), и надпись «Здесь лежат Роберд Хьют, Уильям Голдесборо, Томас ..." вырезаны по краям. Нет никакой информации о Уильяме Голдесборо или Томасе, и надпись «едва ли разобрать» можно было еще во времена, когда туда наведывался Джонстон. Робин Гуд мог быть похоронен в братской могиле. Но если надгробный камень был установлен сразу после его смерти, странно что свидетельства об этом не встречались до 1540 года.
В XVI веке приорат Кирклис перешёл во владение семьи Армитаж после роспуска монастырей, а в XVIII веке сэр Сэмюэль Армитаж выкопал могилу, где якобы был захоронен Робин. Его главное опасение заключалось в том, что грабители побывали там до него, но на самом деле проблема состояла в том, что такой могилы не было. Армитаж посчитал, что мемориал «перенесли в другое место, в простонародной традиции, приписываемой Робин Гуду».
Камень регулярно становился жертвой охотников за сувенирами и людей, которые считали, что его части способны вылечить зубную боль. Армитаж впоследствии окружил участок низкой кирпичной стеной, увенчанной железными решетками, остатки которых до сих пор видны сегодня.
Миф 7: Некоторые из друзей Робина можно идентифицировать с историческими лицами
Крошка Джон, Уилл Скарлетт и Мач появились с Робином в самых ранних балладах. Другие члены его группы — Монах Тук, Алан из Лощины, и так далее — были добавлены позже. Из них, Крошка Джон — самый популярный и встречается в современных документах также, как Робин Гуд. Джон неуловим настолько же, насколько и его лидер. Утверждается, что его могила находится на погосте Хэйзерсейджа в Дербишире. Камни и ограда в ней современные, но часть более раннего мемориала содержит почти стёртые инициалы «L» и «I» (которая выглядит как «J»), и их до сих пор можно увидеть.
Джеймс Шаттлворт, который владел здесь поместьем, провёл раскопки в 1784 году, и обнаружил большую бедренную кость 72 сантиметров длину — кость, которая по легендам привела к большим болезням, пока её не перезахоронили. Два коттеджа, один в Литл Хэгге Крофт в Локсли (Йоркшир) и другие в Хэйзерсейдже (деревни в Пик Дистрик в Дербишире), как говорили, были домами, в котором родился Робин и провёл свои последние годы Крошка Джон; но дом Робина был разрушен в 1637, а дом Джона, как сказано, «недавно».
Альтернативный подход заключается в том, чтобы попытаться разместить Робина в конкретном историческом контексте, отталкиваясь от некоторых его противников, но баллады рассказывают о шерифе Ноттингема; Аббате Сент-Мэри, Йорк; и других лицах, которые никогда не занимали такие титулы в указанные сроки. Отсутствие точной информации приводит к разочарованию, но мы всегда должны помнить, что имеем здесь дело с художественной литературой, а не с историческими документами.
Оригинал: History Extra
Автор: Дэвид Болдуин
Дата: 1 декабря 2015