После революции столицей России и центром камня вновь становится Москва. Первое десятилетие советской власти - эпоха революции в архитектуре и строительстве. Но с начала 30-х годов Москва возвращается к образу столицы, сложившемуся в петербургский период русской истории. Именно в эти годы начинается широкое использование камня в городском строительстве. 30-е годы, без сомнения, можно назвать эпохой грандиозного строительства. Именно тогда Москва коренным образом преобразилась. Одно из главных направлений реконструкции облицовка гранитом набережных Москвы-реки и строительство новых мостов. Набережную одели гранитом, деревянные мосты заменили каменными (память об этом осталась в топонимах центральный мост Москвы называется Большим Каменным). Водная артерия города стала его парадной магистралью.
В это же время коренным образом перестраиваются центральные магистрали города: Тверская улица, Комсомольский и Ленинский проспекты, Проспект Мира и др., которые играют огромную роль в восприятии Москвы в силу ее радиально-кольцевой структуры. В отделке главных магистралей столицы была заложена философия сталинской архитектуры. Все что находится в поле зрения человека - дома на высоту трех-четырех метров на магистралях города украшались цоколями "колотого" тяжелого камня, что олицетворяло собой незыблемость советского строя. Вторым направлением реконструкции Москвы стало сооружение знаменитых сталинских «высоток». Проект сооружения высотных зданий родился из грандиозного проекта Дворца Советов, который должен был олицетворять собой мощь и силу молодого советского государства. Построенные в жанре небоскреба сталинские «высотки» представляют собой чисто символическую архитектуру. Самым ярким примером этого символизма является здание Университета на Воробьевых горах - небоскреб в чистом поле. Особенностью сталинских высотных зданий является тщательное соблюдение пропорций при проектировании и строительстве, выверенных с точки зрения законов гармонического построения классической формы. В результате этого, например, высота дверных проемов доходит до 5 метров.
Но, пожалуй, самым грандиозным деянием сталинской архитектуры стало сооружение московского метрополитена. Каждая его станция имела свой неповторимый вид. Для России это была совершенно уникальная работа с камнем, поражающая своим мастерством и изобретательностью. Мозаики и фрески станций метро демонстрируют породы всех карьеров бывшего СССР. Некоторые решения, как, скажем, светящиеся изнутри мраморные стены вестибюля "Динамо" до сих пор поражают неожиданностью эффектов. Период сталинской архитектуры в значительной степени преобразил Москву, привив городу культуру камня. Именно она создает уникальное качество "исторического" города - пространства, которое живет временем большим, чем быстротечные моды, архитектурные стили, человеческая жизнь. Погружаясь в нее, горожанин соприкасается с чем-то устойчивым, "вечным", не меняющимся в истории.
В 60-е годы место камня в советской архитектуре и строительстве было коренным образом пересмотрено. Именно с этим периодом связаны наиболее печальные моменты камнеобраба¬тывающей промышленности страны, последствия которых пожинаются и по сей день. Речь идет о так называемой «борьбе с излишествами», в результате которой уникальные карьеры природного камня взрывались для производства строительного щебня. В итоге, отечественной сырьевой базе был нанесен огромный, а во многом и невосполнимый урон. В этот же период меняется восприятие камня как материала. Камень должен был выглядеть не камнем, а индустриально обработанным материалом. Возникают два варианта использования камня или идеально шлифованная каменная плитка, на-поминающая кафель, или разные виды искусственного камня. Если природный камень означает вечность, то радикально обработанный - лишь мимолетность повседневности. Побежденный машиной камень - материал по определению тиражируемый. Он теряет характер неповторимости, и, тем самым, уже не может претендовать на вечность и незыблемость.
В 90-е годы камень вводится в архитектуру как признак престижности постройки. Каждая уважающая себя фирма обязательно выставляет наружу портал, карниз - что-нибудь каменное. Но все это в подавляющем большинстве случаев делается из полированной мраморной или гранитной плитки, нивелирующей природу камня и превращающей его в нейтральный декоративный материал. Одним из исключений стал центральный объект российской архитектуры конца ХХ столетия. Речь идет о восстановлении Храма Христа Спасителя. Строительство Храма Христа Спасителя потребовало возрождения всех традиций работы по камню, которыми располагала российская строительная культура. Сегодня, когда Храм закончен, этот опыт следует признать абсолютно уникальным. Он продемонстрировал возможности современной строительной индустрии по решению задач, которые ранее считались для нее противопоказанными. Сложнейшие каменные детали храма, например, его иконостас - в прошлом столетии изготавливались вручную, и строительные работы заняли почти полвека. Сегодня Храм восстановлен за пять лет. Это стало возможным благодаря индустриализации строительных работ. Но сама индустрия камнеобработки оказалась полностью перестроена благодаря такому заказу. Теоретики индустриализации строительства отказы¬вались от уникальных каменных изделий на том основании, что в современную эпоху они неисполнимы, поскольку уходит ручной труд. Храм Христа Спасителя полностью это опровергает.
Исторические традиции использования природного камня в русском зодчестве и накопленный архитектурный опыт позволяют с надеждой смотреть в будущее российской камнеобрабатывающей индустрии. Хочется верить, что место камня в ХХ веке не только в ряду промышленных декоративных материалов стекла, пластика, керамики, но в своей первоначальной функции - придания зданию неповторимости и монументальности. Возможности для этого у отечественной камнеобрабатывающей промышленности, безусловно, есть. Ярчайшим свидетельством тому, являются работы по воссозданию Храма Христа Спасителя, строительству торгового комплекса на манежной площади и многих других объектов.