Как грамотно выводить офлайн-бизнес на ICO, светит ли Беларуси в этом направлении светлое будущее, когда новый инструмент для привлечения инвестиций ICO начнет работать в полную мощь, о рисках и собственных ошибках на пути к успеху и большим деньгам, megapolis-real.by узнал во время конференции Belarus Blockchain Conference 2017 от совладельца и председателя совета директоров компании «Чистый берег», бизнес-ангела и венчурного инвестора Виктора Подгайского.
СПРАВОЧНО:
ICO, от англ. Initial coin offering, (с англ. — «первичное предложение монет, первичное размещение монет») — форма привлечения инвестиций в виде продажи инвесторам фиксированного количества новых единиц криптовалют, полученных разовой или ускоренной эмиссией. Встречается также форма «первичного предложения токенов. ICO является одной из форм краудфандинга — коллективного финансирования. Проведении ICO сегодня не регулируется государством, в отличие от IPO и любых других публичных финансовых и инвестиционных видов деятельности. Приобретатели токенов или криптовалют не имеют корпоративных прав, аналогичных тем, что получают владельцы акций.
На конференции Belarus Blockchain Conference 2017 Виктор Подгайский поделился реальным кейсом проведения ICO для офлай-бизнеса – компании RELAKES, которая занимается производством жидкостей для парогенераторов (электронных сигарет). Компании всего год, но ее продукция продается уже в трех странах и 100 городах.
«Полгода назад пришло время очередного этапа инвестиций в компанию, и на поверхность всплыла тема ICO. Мы решили привлечь инвестиции в офлайн-компанию через ICO, где составляющей блокчейна не было вовсе. И это был по-настоящему интересный опыт, - говорит Подгайский. - Поскольку в Минске не было компетентности, территориально мы переместились в Москву и начали активно посещать всевозможные мероприятия на эту тему. Проектов выхода на ICO для офлайн-бизнеса было немного, тем не менее, они были, и были успешными, хотя, не исключаю, что многим удалось собрать деньги только на хайпе. Мы провели анализ этих проектов и поняли, что нужны инвестиции в размере 10 млн. евро. Чтобы начать сбор средств через ICO, о проекте нужно было громко заявить».
Что нужно для выхода на ICO?
По словам Виктора Подгайского, затраты на PR, маркетинг и рекламу должны составлять минимум 5% от заявленной суммы инвестиций, то есть, при заявленных 10 млн. евро предприниматель должен раскошелиться на 500 тыс. евро. Только в этом случае можно рассчитывать на хороший результат.
«Нас предупреждали о затратах на рекламу, но мы не верили и думали, что сможем все сделать дешевле, тем более цены в Москве и Минске сильно отличаются. Для нас это был совершенно новый опыт, поэтому вместо 500 тыс. евро, на PR и рекламу мы заложили всего 50 тыс.», - сказал Подгайский.
По его словам, для «раскрутки» проекта требуется в среднем 4-6 месяцев – не меньше, причем очень важную роль здесь играет команда.
«Без некоторых специалистов выход на ICO даже не стоит начинать. В первую очередь вам понадобится грамотный PR-специалист, каких бы денег он не стоил. Без хорошо подготовленной PR-кампании ничего не будет! Только за счет вброса рекламы провести результативное ICO невозможно. Нужна последовательность четких действий. Кроме того, вам понадобится маркетолог, который будет контролировать ход рекламной компании, копирайтер со знанием английского, аналитик по рекламе, администратор сообществ в телеграмме и биткоинтолк. Также вам нужен технический специалист, который будет следить за работоспособностью сайта и устранять баги. К слову, на должность администратора лучше брать красивую девушку – пользователи реагируют лучше, и частота обращений растет», - говорит Подгайский.
6 актуальных предложений по продаже: помещения под услуги, торговлю, общепит
Также он считает, что собственнику бизнеса при выходе на ICO необходимо сфокусироваться на чем то одном: либо на управлении компанией, либо на проведении ICO, поскольку за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Выход на ICO очень трудоемкое и времязатратное занятие.
Как тратить рекламный бюджет?
РАБОТАЕТ
* Roadshow: встречи, выступления на конференциях и семинарах за 4-6 месяцев до ICO.
* PR-статьи. Помните, чтобы попасть в мировые СМИ, о вас должны написать как минимум 3-5 хороших изданий на вашем рынке присутствия.
* Блоги компании на Medium, Golos, VC, Reddit, Investing, причем статьи должны быть написаны профессиональными копирайтерами.
* Листинги.
НЕ РАБОТАЕТ
* Размещение на площадках с посещаемостью менее 50 тыс. человек в сутки.
* Спонсирование мероприятий по блокчейн-тематике.
«До запуска проекта о нем уже должны говорить, поэтому 4-6 месяцев раскрутки необходимы, а не как сделали мы – всего 2 месяца, что оказалось недостаточным. Также из опыта могу сказать, что 90% целевого трафика и покупок идет через привлечение инвесторов в Facebook и Google. Все остальные каналы дают менее 10%. Запомните, если вас нет в биткоинтолк, значит, вас нет вовсе. Если ваши статьи не гуглятся, нет грамотных переходов – ваши усилия тщетны», - сказал Подгайский.
Подводные камни и риски
Подрядчики и обещание «под ключ»
По словам Виктора Подгайского, сегодня развелось огромное количество компаний, которые помогают проводить ICO под ключ. Когда же спрос начинает превышать предложение, стоимость услуг таких компаний возрастает примерно в 3-4 раза. Причем эти компании начинают брать в 5 раз больше проектов, чем они реально могут выполнить качественно и в срок. В итоге услуга предоставляется безобразно, либо не предоставляется вовсе, и вы накануне ICO рискуете остаться один на один с проектом на руках, без команды и сопровождения.
«Мы сами столкнулись с этой ситуацией – подрядчик в последний момент растворился, и нужно было как-то выкручиваться. Поэтому советуем, выбирая компанию, сначала узнать, сколько на данный момент она ведет проектов, какой у нее штат специалистов. Также ОБЯЗАТЕЛЬНО возьмите рекомендации о подрядчике у компаний, которым ранее предоставлялись услуги», - говорит инвестор.
Рост цен
Перед запуском рекламной кампании ее стоимость может возрасти в разы, поэтому чтобы скорректировать бюджет, ВСЕГДА уточняйте финальную стоимость размещения у профильных изданий непосредственно перед самым запуском проекта.
Хотите купить готовый бизнес в Минске? Топ актуальных предложений
«Когда разрабатывался проект, стоимость нашей рекламной кампании составляла 1 биткоин, но уже через несколько месяцев СМИ запрашивали сумму в 5-10 раз выше: вместо 1 с нас хотели уже 5-10 биткоинов. Думаю, такой рост был обусловлен хайпом, но рано или поздно все должно стабилизироваться, а цены стать более вменяемыми. Тем не менее, мы попали в этот пик», - говорит Подгайский.
Вывод денег
Сегодня невозможно вывести криптовалютные деньги в фиат, то есть обналичить, так как регулятор не позволяет этого сделать.
«При выводе денег банк требует от нас идентификации инвестора, но при проведении ICO мы не можем этого сделать, тем более предоставить паспортные данные. Поэтому банк деньги с криптовалютной биржи на расчетный счет юрлица принять не может. А это самый главный вопрос сегодня для офлайн-бизнеса, так как людям нужно платить зарплату, покупать оборудование, делать модернизацию производства и т.д.», - говорит Подгайский.
ИТОГИ
«Что произошло в нашем случае? Проект был связан с вейпом (электронные парогенераторы), который запрещен к рекламе, поэтому нас забанил Facebook и Google. Основным рынком, где мы хотели собрать инвестиции, был Китай, но за 2 недели до запуска проекта Китай запретил ICO. Мы остались без ключевого рынка и без ключевой рекламы. Из заявленных 10 млн евро сегодня удалось собрать всего 26 тыс. евро инвестиций. Тем не менее, мы получили хороший опыт, набили свои шишки и сейчас разрабатываем еще один проект выхода на ICO. Надеюсь, он будет более удачным», - сказал Подгайский.
По его словам, в ближайшее время белорусскому офлайн-бизнесу светлое ICO-будущее не светит.
«Мы гарантировали вкладчикам минимальный возврат вложенных инвестиций в фиате в размере 30% годовых. Но какой в этом смысл, если курс биткоина на криптовалютной бирже за счет хайпа растет на 30% в месяц? К слову, недавно курс биткоина пробил отметку в $11 тыс., - говорит бизнес-ангел. - Светлое ICO-будущее наступит только когда мы сможем привлекать инвестиции, а для этого нужно, чтобы криптовалюты по волатильности, росту, инфляции и колебаниям находились примерно в одинаковых условиях с евро и долларом. Но пока не пройдет хайп и безумие, пока биткоин не перестанет расти на тысячу долларов в месяц, офлайн-бизнес остается за бортом. Тем не менее, считаю, что ICO – это отличный инструмент для привлечения инвестиций, который рано или поздно станет на службу офлайн-бизнеса наравне с банковскими займами и инвестиционными фондами», - уверен бизнесмен.
Белорусы создали искусственный интеллект, который сможет диагностировать болезни по фото
Коммуникация бизнеса с клиентами через 3 года: «Мариванны» вымрут, но чат-боты не займут их место
Хотите купить готовый бизнес в Минске? Топ актуальных предложений