Я работал в различных компаниях, делал десятки проектов и везде я сталкивался с двумя главными бедами бизнеса – некомпетентностью и коррупцией. Идут они рука об руку, переплетаясь и создавая причудливые узоры. Смотришь на них и не понимаешь, что же было причиной неэффективного решения – толи непроходимая тупизна, толи злой умысел. В большинстве случаев источник неправильных бизнес-решений, все-таки человеческий фактор. Он был, есть и будет всегда. Правильно понимать это, учитывать возможность ошибки, выстраивать процессы таким образом, чтобы уменьшить ее вероятность и последствия.
Коррупция – совсем другое дело. Победить ее просто поменяв регламенты невозможно. Вот прекрасный пример – создана электронная система госзакупок, продвинутая, прозрачная, эффективная. Все правила соблюдаются. Но…
Для победы над ворами необходимо, в первую очередь, желание людей, принимающих решения – собственников бизнеса. А они почему-то спокойно относятся к этой проблеме. Удивительно, если человека грабят на улице, он кричит «караул!». Акционеры даже, точно зная, что сотрудник тащит из их кармана, ничего не предпринимают. Естественно, есть исключения, но они, как это не звучит банально, только подтверждают правило.
Эта проблема меня заинтересовала, после того, как один раз по молодости банда коррупционеров меня прямо-таки «вынесла» из одной компании после первой же попытки навести порядок. Владелец, объявляя мне, что это мой последний день у них, мямлил, извинялся, пытался что-то объяснить про то, что все не так просто и однозначно. С тех пор, я перестал ходить в лобовые атаки без предварительной рекогносцировки. А «интерес» к такому странному поведению остался. С тех пор прошло 15 лет, и теперь я знаю ответ на этот вопрос. В нем много психологии, эмоций и сочетаний различных причин. Постараюсь выделить главное.
Первая и на мой взгляд единственная логичная причина – владельцы сами вовлечены в коррупцию. Значительная часть некоторых секторов экономики являются «монетизаторами ресурса» - те же поставщики и подрядчики по госзаказам. Их владельцы получают контракты известным путем, топ-менеджеры компании обеспечивают процесс и спокойно «забирают» свою долю. Такие «компании» могут внешне выглядеть, как абсолютно коммерческие - с брендом, сайтом, пиаром и ничего не подозревающим линейным персоналом.
Неудивительно, что в стране культ коррупции, как он был в 80-х, как он был в 19-м веке. После короткого закручивания гаек в начале нулевых после лихих 90-х, воровство не просто вернулось, а расцвело невиданными красками. Если раньше молодые люди хотели быть бандитами, потом недолго - бизнесменами, то последние годы – чиновниками. Понятно, что их цель – вовсе не служение Родине.
Владельцы компаний такие же люди, они живут среди нас. Ощущение, что вся страна ворует делает их отношение к этой проблеме, как к чему-то неизбежному, как к данности. Если владелец считает, что коррупция везде, то возникает следующее заблуждение – честных нет. Такое оправдание очень распространено. Научно доказано, что все люди делятся на три группы. Две относительно небольшие – это патологически честные и нечестные люди. Первые не украдут ни при каких условиях, вторые – будут стараться украсть всегда. Третья – самая большая - кто делает это при определенных условиях. Найти абсолютно честных людей действительно сложно, но возможно создать сотрудникам условия, серьезно снижающие коррупцию.
Владельцы бизнеса, где-то в глубине сознания понимают - чтобы снизить воровство надо что-то менять. Что именно делать и как это делать для них не очевидно. Значит надо или пробовать самому разбираться детально в каждом вопросе – анализировать бизнес-процессы, или доверить подчиненным, или звать внешних консультантов и опять разбираться самому. Это долго, сложно, затратно, тема неприятная, изменения – риск, все это на корню губит желание навести порядок.
Борьба с коррупцией в компании еще предполагает избавление от воров. Это самый тяжелый момент для владельца. Проблемы обычно идут от топ-менеджмента. В первую очередь надо избавляться от них. Подыскать хороших топов действительно сложно. А если компании много лет, люди работают давно, уже кругом друзья, родственники, друзья родственников и родственники друзей – настоящая семья. Как можно уволить члена семьи? Его можно только поругать, максимум оштрафовать. А это дает обратный эффект – четко показывает всем – воруйте, наказания не будет.
Когда владелец уверен, что сотрудники «все равно воруют», то он начинает экономить на зарплатах. Это приводит к тому, что люди, до этого не воровавшие, ставятся перед выбором - или начинать, или уходить. Я наблюдал такое в отделе продаж одной компании. В нем было 12 человек, подворовывали 2-е. Сначала всем сократили зарплату, потом несколько месяцев не платили - уволился только один.
Обычно в таких случаях персонал постепенно меняется, на освободившиеся низкооплачиваемые места приходят те, которые не смогли нормально устроиться или сразу предполагающие левый заработок.
Очень часто я слышал такую фразу «я знаю, кто сколько ворует». В этой фразе все вышеперечисленное: и принятие явления, и отсутствие веры в возможность победить коррупцию, и нежелание менять бизнес-процессы и людей. А еще заблуждение, что ситуация под контролем. Это очень опасная иллюзия потому, что знать – не значит контролировать. Наличие личных интересов у сотрудников приводит к принятию вредных и опасных для бизнеса решений. Сначала они принимаются, чтобы скрыть левые заработки, потом, чтобы их увеличить. Деньги начинают растекаться по контролёрам, по согласующим коррупционные бизнес-процессы. Метастазы быстро распространяются по компании. Несогласные и честные всякими способами вытесняются или изолируются. В независимости от размеров бизнеса, всего за несколько лет процесс приобретает необратимые формы.
Компанию, которая поражена коррупцией можно вылечить. Может и не абсолютно, но этого и не требуется – у борьбы тоже есть экономический смысл. Нет необходимости контролировать всё и вся. Достаточно снизить потери до минимального уровня. Рецепты борьбы давно известны и широко применяются как на корпоративном, так и на государственных уровнях. Главным условием победы остается стойкое желание владельца навести порядок.