Berlíner Kriminál Theáter — берлинский театр, в репертуаре которого преобладают спектакли детективного жанра и юридической драмы.
Будучи частным предприятием, театр не может позволить себе провалы. Спектакли базируются на классических произведениях детективного жанра в основном XX века, многие из которых стали широко известными благодаря экранизациям в разных странах мира.
Это прежде всего пьесы «королевы детектива» Агаты Кристи. Написанная ею в 1952 году «Мышеловка» знаменита неожиданной развязкой. Расследование строится на подозрении, что разыскиваемым убийцей может быть любой в пансионе, посетители которого оказались отрезанными от мира из-за сильного снегопада. Пьеса «стала одной из традиций Англии, частью лондонской театральной истории».
В январе 2001 года состоялась премьера «Мышеловки» в берлинском театре, а в сентябре 2015 года спектакль был показан зрителям в 1250-й раз. Произведения Агаты Кристи разных лет стали основой для других спектаклей. Среди них — роман «Смерть на Ниле» , впервые опубликованный в 1937 году; роман «Объявлено убийство» , изданный в 1950 году; пьеса «Свидетель обвинения» , экранизированная в 1957 году.
В репертуаре театра много разноплановых постановок. «Птицы» — по рассказу 1952 года английской писательницы Дафны Дюморье, экранизированному в 1963 году Альфредом Хичкоком в его одноимённом фильме ужасов. Детектив в исторических декорациях «Имя розы» по роману 1980 года итальянского философа и писателя Умберто Эко. Триллер «Цепная реакция» , по сценарию 1996 года американского автора Джоша Фридмана русск.
Коллектив регулярно расширяет репертуар. С 2006 года в театре идёт юридическая драма «12 присяжных заседателей» по мотивам телесценария 1957 года американского драматурга Реджинальда Роуза. Действие происходит в совещательной комнате суда присяжных, которым необходимо решить, виновен ли в убийстве собственного отца подросток, выросший в трущобах. Сюжет этой драмы стал известным благодаря нескольким экранизациям, в том числе и адаптации к реалиям XXI века.
В 2007 году поставлен триллер «Перед заморозками русск.» по мотивам детективного романа шведского режиссёра и писателя Хеннинга Манкеля из его серии про комиссара Курта Валландера русск..
В марте 2009 года состоялась премьера чёрной комедии «Мышьяк и старые кружева» по пьесе , написанной в 1939 году американским драматургом Джозефом Кесселрингом русск..
С 2012 года в театре идёт «Смертельная ловушка» — пьеса американского драматурга Айры Левина, экранизированная в 1982 году. В 2013 году в репертуаре появился «Душегуб» русск. — психотриллер немецкого журналиста и писателя Себастьяна Фитцека русск., впервые опубликованный в 2008 году.
В 2016 году репертуар дополнили две новых постановки — триллер «Сострадание» по мотивам романа датского автора Юсси Адлер-Ольсена русск. и психотриллер Себастьяна Фитцека «Терапия» .
Премьерой 2017 года стал психологический триллер британского писателя Энтони Шаффера, который созданную в 1970 году пьесу адаптировал для последовавших экранизаций — «Сыщик ».
На февраль 2018 года намечена премьера спектакля «Die Vögel» по рассказу «Птицы», который в 2009 году ирландский драматург Конор Макферсон русск. адаптировал для сцены.
Инициаторами создания нового театра стали режиссёр Вольфганг Румпф русск. и драматург Вольфганг Зеппельт . Летом 1999 года оба принимали участие в постановке мюзикла «Im weißen Rößl» под отрытым небом в Трептов-парке. Думая о создании творческого театрального коллектива, они решили сосредоточиться на детективном жанре, слабо представленном в многочисленных берлинских театрах.
В январе 2000 года актёр-комик, сценарист и режиссёр Дитер Халлерфорден предложил для задуманных постановок бывшее помещение своего кабаре «Die Wühlmäuse» в западном районе Берлина Вильмерсдорф. Официальное открытие состоялось весной того же года. 13 апреля 2000 года впервые был поднят занавес нового театра, и зрители увидели поставленную режиссёром Вольфгангом Румпфом криминальную комедию «Восемь миллионеров» французского автора Робера Тома, которого называют «натуральным сыном» Агаты Кристи и Марселя Ашара.
В 2003 году коллектив театра получил на Палисаденштрассе в восточном берлинском районе Фридрихсхайн помещение, переоборудованное из бывшей электрической подстанции со зрительным залом на 200 мест. Изменение места, по признанию Вольфганга Румпфа, ознаменовало начало истории их успеха.
"Искусство требует жертв" - о том как скульптор погиб от своего творения, читайте "Синий мустанг с красными глазами раздавил своего создателя"